Смекни!
smekni.com

Конституционное право- ведущая отрасль Российского права (стр. 13 из 16)

Не возражая в принципе против принятия такого закона, хотелось бы сказать, что с его помощью нельзя решить проблемы, которые по­рождены спецификой конституционного права и конституционно-правовой ответственности.

«В настоящее время, — указывает Н.М. Колосова, предлагающая принять Федеральный конституционный закон «О конституционной ответственности», — когда такой закон отсутствует, но встает вопрос о наступлении либо конституционной, либо иной ответственности, то наступает, как правило, последняя. Особенно трудно выделить консти­туционную ответственность в тех случаях, когда неблагоприятные пос­ледствия названы как в Конституции, так и в отраслевом законодатель­стве. Например, п. 4 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Новый Уголовный кодекс РФ предусматривает ответствен­ность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ (ст. 278). Следовательно, необходимость привлечения к уголовной от­ветственности не вызывает никаких сомнений. Что касается конститу­ционной ответственности, то ответить положительно на вопрос о ее наличии гораздо сложнее; отсутствует закон, который бы регулировал отношения по привлечению субъекта к конституционной ответствен­ности за захват власти или присвоение властных полномочий».

Между тем, как уже отмечалось, конституционное право для защи­ты своих норм использует меры не только конституционно-правовой ответственности, но и любой другой юридической ответственности, которые представляются наиболее эффективными. Например, за дей­ствия, направленные на насильственный захват власти или насильст­венное удержание власти, было бы нелепо ограничиться аннулированием юридических результатов этих действий или чем-либо подоб­ным, находящимся в арсенале мер конституционно-правовой ответст­венности. Здесь требуется именно уголовная ответственность.

Кроме того, конституционный закон, который требует привлече­ния субъекта к ответственности за захват власти или присвоение власт­ных полномочий, имеется. Это Конституция РФ (ч. 4 ст. 3). Другое дело, что она не регулирует отношений по привлечению субъекта к конституционно-правовой ответственности за захват власти или при­своение властных полномочий. Однако этого и не требуется. Достаточ­но того, что в ней указывается, что подобные действия преследуются по федеральному закону

Наконец, конституционно-правовая ответственность — особый вид юридической ответственности, используемый в исключительных, предусмотренных нормами конституционного права случаях. Она не может применяться всегда, когда речь идет о нарушениях конституци­онно-правовых отношений, поскольку в этом нет необходимости. Ее основное назначение — защита Конституции и других конституцион­но-правовых норм присущими ей средствами. При выполнении этой задачи конституционно-правовая ответственность сочетается с други­ми видами юридической ответственности, которые наряду с этими вы­полняют и многие другие функции по защите правовой системы Рос­сийской Федерации, ставя при этом во главу угла все-таки именно охрану Конституции и других конституционно-правовых норм.

Вместе с тем следует признать, что в настоящее время нарушение ряда норм конституционного права, включая и некоторые нормы Кон­ституции, не влечет за собой каких-либо неблагоприятных последст­вий, поскольку отсутствуют указания на возможность применения в этих случаях мер государственного принуждения. Такое положение, конечно, нельзя признать нормальным. Все нормы конституционного права должны быть защищены государством либо «извне», либо за счет внутреннего потенциала.

Как известно, строгость санкций за нарушение правовых норм в значительной мере отражает социальную ценность регулируемых или охраняемых этими нормами общественных отношений. Поскольку конституционное право охраняет высшие социальные ценности, оно само нуждается в адекватной системе средств защиты его предписа­ний, причем не только в «чужих», но и собственных санкциях. Опыт показывает, что отсутствие собственных санкций порой не может быть компенсировано «чужими» без опасения, что соответствующие нормы конституционного права останутся без действенной защиты. Может быть, было бы чрезмерным ставить вопрос о том, чтобы каждая норма конституционного права была снабжена собственной санкцией. Однако нельзя согласиться и с таким положением, когда ответственность подменяется неопределенными отсылками к законодательству, в кото­ром эта ответственность не всегда устанавливается.

Обращает на себя внимание и то, что в настоящее время вопросы конституционно-правовой ответственности решаются настолько не­полно и противоречиво, что перевод этой ответственности из сферы формально-юридической в сферу практическую представляется про­блематичным и фактически нереальным. Убедительным свидетельст­вом тому может служить, в частности, процедура отрешения Президен­та РФ от должности, которая настолько сложна и во многих отноше­ниях неопределенна, что делает нереальным применение к нему кон­ституционно-правовой ответственности.

Все это говорит о том, что система санкций, используемых для за­щиты норм конституционного права, нуждается в совершенствовании. Думается, что этому способствовало бы принятие ряда законодатель­ных актов, включая упоминавшийся Федеральный закон «О конститу­ционной ответственности», а также Закон «Об ответственности долж­ностных лиц государства», предложение о принятии которого уже вы­сказывалось в литературе[18].

3.Источники конституционного права.

3.1.Обзор основных источников конституционного права.

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы и. Они различаются:

-по юридической силе;

-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

-по порядку принятия;

-по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить:

-"О референдуме Российской Федерации" от 10.10.1995 г. ;

-"Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;

-"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ;

-"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. ;

-"О правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г.

Среди федеральных законов источниками конституционного права являются такие, как:

-"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " от 08.05.1994 г. ;

-"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " от 19.09.1997 г. ;

-"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " от 09.06.1995 г. ;

-"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 12.08.1995 г.

Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан(от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти(Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)