Смекни!
smekni.com

Криминологическая характеристика женской преступности (стр. 3 из 12)

В-третьих, участие женщин при совершении преступлений в сфере экономической деятельности более заметно, по сравнению с посягательствами других групп (насильственными, против собственности и т.д.). Например, доля лиц женского пола среди совершивших обман потребителей составляет - 88,4%, злоупотребления при выпуске ценных бумаг - 80%, среди виновных в незаконной банковской деятельности - 42,9%, среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконное получение кредита - 37,5%, за лжепредпринимательство- 33,3%, за уклонение от уплаты налогов с организаций- 31,2% и т.п. Более того, статистические данные явно свидетельствуют об опережающем темпе роста именно женщин в структуре преступников, совершивших посягательства в сфере экономической деятельности. Их число за 1997-1998гг. увеличилось в 1,7 раза, а число преступников-мужчин - в 1,2 раза[xviii].

Более высокая криминальная активность женщин при совершении данных преступлений вполне объяснима, если принять во внимание, что эти преступные деяния часто концентрируются в наиболее феминизированных отраслях экономики: в сфере торговли и бытового обслуживания, в банковской сфере и в сфере кредитно-денежных отношений.

Однако несколько неожиданным оказался факт довольно значительного числа женщин, участвовавших в совершении таких преступлений как незаконное предпринимательство (каждый четвертый-пятый преступник этой категории — лицо женского пола) и лжепредпринимательство (каждый третий виновный- женщина). Но этот феномен вполне объясним. В условиях современной экономики именно женщины в первую очередь вытесняются с рынка труда, их первыми сокращают, увольняют, отправляют в вынужденные отпуска. Ограничение возможности трудоустройства, а также снижение уровня благосостояния, неблагоприятные условия жизни увеличивают число женщин, стремящихся к самостоятельной и активной деятельности, и выбирающих новые модели экономического поведения. Однако, лишь единицы из этих женщин, способны реально легальным путем приобрести начальный капитал и, не нарушая установленных законом норм, начать свое дело и вести его, так как слишком много преград препятствует женскому предпринимательству (влияние рэкета, высокий уровень криминализации бизнеса, нецивилизованная конкуренция, слабый доступ к специальной подготовке, отсутствие ряда психологических качеств, необходимых для занятия предпринимательством, таких как твердость, масштабность, способность рисковать, наконец, «мужской шовинизм», то есть стереотип массового сознания, считающий, что женщинам не место в мужском бизнесе)[xix]. Именно этими факторами объясняется процесс активного участия женщин в криминальных формах поведения в сфере экономических отношений, при этом женщины все чаще решают экономические задачи в обход существующих законов.

Довольно заметное место в противоправном поведении женщин по-прежнему занимают насильственные преступления (на их долю приходится 12-14% в структуре женской преступности).

Что касается убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, то в последние годы наблюдается некоторое снижение их удельного веса в преступности женщин (соответственно с 1,8% и 2,9% в 1993г. до 1,4% и 2,1% в 1998г.). Однако общее число выявленных женщин-убийц за этот период выросло на 22,8%, а число женщин, причинивших тяжкий вред здоровью на 10,8%[xx]. Наметился и ряд других тревожных тенденций в динамике этих посягательств.

Принято считать, что насильственная преступность женщин растет менее низкими темпами[xxi]. В последние годы картина ее динамики приобрела противоположный оттенок. Темпы прироста числа женщин, совершивших тяжкие насильственные преступления, опередили аналогичные показатели мужской преступности. Например, за 1993-1998гг. темпы прироста числа женщин-убийц оказались в 1,8 раза выше темпов прироста числа мужчин-преступников, а применительно к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью анализируемые показатели оказались еще контрастнее: число мужчин, виновных в совершении этого преступления сократилось на 16,3%, а число женщин-преступниц – возросло на 10,8%.[xxii]

Печально констатировать, но реальностью современной эпохи в России стало выравнивание удельного веса лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления в мужской и женской преступности. Эти показатели отличаются весьма незначительно и составляют соответственно 4,1% и 3,6%. Следовательно, по данному параметру в нашем обществе наступает полное равенство мужчин и женщин.

Обращает на себя внимание и возрастающий индекс жестокости совершаемых женщинами преступлений. К сожалению, все чаще и чаще находит свое подтверждение в жизни тот установленный психологами факт, что наиболее дерзкие, циничные и жестокие преступления нередко совершают женщины и подростки.

Общепризнанно, что насильственные преступления женщины чаще, чем мужчины, совершают на почве бытовых конфликтов, семейных неурядиц, интимных переживаний.

Несмотря на преимущественно семейно-бытовой характер женской насильственной преступности, в течение последних пяти лет отмечается возрастание числа женщин при совершении таких «нетрадиционных» для них преступлений как убийства из хулиганских или корыстных побуждений, в ходе разбойного нападения[xxiii]. Не сокращается и число тех, кто убивает своего новорожденного ребенка. Убийство своего ребенка сразу после его рождения - это типичное для женщин преступление. Обычно его совершают незамужние и молодые женщины, не имеющие материального достатка, жилья. Иногда в этих преступлениях где-то видна фигура мужчины, не без влияния, либо с молчаливого согласия которого совершаются эти жуткие преступления, чаще всего – сожитель или любовник. По выборочным данным, по сравнению с 20-ми годами, число детоубийств возросло втрое.[xxiv] Однако некоторые склонны считать такие убийства менее общественно опасными, чем другие умышленные убийства, а виновных в них женщин – жертвами общества. Вместе с тем, преступницы проявляют поразительную жестокость, безжалостность. Примером может служить дело И. , 1961 г. рождения, замужем, образование среднее, имеет на иждивении двух детей, не работающая, осуждена районным судом г. Владимира по ст.106 УК РФ, за то, что задушила приготовленным полотенцем своего новорожденного ребенка (третьего по счету), при этом роды проходили в домашних условиях.[xxv]

Применительно к группе преступных посягательств против личности следует выделить еще один вид преступлений, в котором произошли заметные изменения - это изнасилование. Еще сравнительно недавно женщины редко осуждались за соучастие в нем. В последнее время, согласно статистическим данным, численность лиц женского пола, оказывающихся причастными к совершению изнасилований, возросла приблизительно в 4 раза. В подавляющем большинстве случаев это несовершеннолетние девочки, которые являются организаторами или подстрекателями к совершению данного вида преступления[xxvi].

Неблагоприятный с криминологических позиций симптом, свидетельствующий о падении нравов и девальвации духовных ценностей в современном обществе и в какой-то мере противоречащий естественному порядку вещей – это рост числа женщин, совершающих преступления против семьи и несовершеннолетних. Не выполняя своих родительских обязанностей, они вовлекают подростков в совершение преступлений, иных антиобщественных действий, жестоко обращаются с детьми, вымещая на них боль от обиды на жизнь, недовольство собой. Из виновных в вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий 50,9% составляют лица, женского пола (по данным за 1998г.). Такого рода «воспитание» приводит ребенка к жизненным потрясениям, наркомании, алкоголизму, преступлениям, влечет за собой детскую безнадзорность и проституцию.

Одной из тенденций, характерных для преступности вообще, и женской, в частности, также является ежегодный рост посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотиков. С 1993г. по 1998г. число женщин, совершивших преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими средствами, каждый год возрастало в среднем в 1,5 раза, увеличившись за пятилетие в целом в 7,4 раза. В 1,7 раза (с 7,6% до 12,9%) вырос удельный вес женщин в структуре преступников этой категории, что вполне согласуется с процессом феминизации наркотизма, происходящим в российском обществе.

Весьма значительно увеличивается число выявленных женщин, совершивших должностные преступления: лишь за последний год их число увеличилось на 33,8%. Удельный вес женщин в этой категории преступников велик и составляет: среди виновных в злоупотреблении должностными полномочиями – 36,0%, среди взяточников – 30,0%, а среди лиц, совершивших халатность – 49,3%.[xxvii]

Женская преступность все в большей мере приобретает организованные формы. Анализ статистических данных за время с 1993г. по 1998г. показывает, что число женщин, совершивших преступления в составе организованных групп увеличилось на 74%. Участие женщин в деятельности преступного сообщества сводится, как, правило, к выполнению весьма ограниченных функций по сбору «налога» и своеобразному наведению на богатых клиентов.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что традиционно женщины отличаются значительно меньшей криминальной активностью, чем мужчины, а отличия женской преступности от преступности мужской заключаются: