Смекни!
smekni.com

Учебный курс Римское право (стр. 1 из 6)

Учебный курс Римское право

Furtum (фуртум) - шире соврем. понятия кражи:

–тайное хищение чужой движимой вещи;

–противоправное пользование вещью (furtum usus); –кража владения (furtum possessionis), например, отнятие собственником залога у кредитора.

Т.о., futurum - всякое незаконное корыстное посягательство на чужую вещь (contrectatio rei fraudulosa).

В древности господствовала саморасправа над вором (похититель,хранитель), захваченным с поличным (furtun manifestum). Furtum nes manifestum - карался штрафом в размере х2 стоимости украденной вещи.

В более позднем праве потерпевшему давался иск о возврате похищенного (condictio furtiva). Предъявляя condictio furtiva истцу достаточно было доказать факт кражи у него вещи ответчиком.

Потерпевший мог предъявить еще и штрафной иск (actio furti), с его помощью взыскивался штраф:

–застигнутый с поличным - черверной размер стоимости похищенного;

–не застигнутый с поличным - двойной.

Соучастники отвечали в том же размере.

Гражданское право Рима

1) Под гражданским правом в современном обществе понимают ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.

В качестве единого термина, подразумевающего гражданское право в современном понятии, в римском правовом лексиконе применяется ius privatum - или частное право. Римск.частное право = совр.гражданское пр.

ius privatum Основными институтами римского частного права являлись:

-право собственности

-другие права на вещи

-семейные правоотношения

-наследование

-защита частных прав (иски)

ius privatum включало в себя:

2) ius civile (цивильное право) - национальное право граждан римской общины, оно включало в себя все правила, регулирующие сакральные и светские отношения предусматривающие кару за преступления, в условиях неразвитой экономики отдельной общины, при господстве натурального хозяйства.

Цивильное право именовалось также ius quiritis или квиритским правом (от "курия", от г.Кура, от копьеносцев-квиритов...). Позже ius civile стало правом, которым пользовались исключительно римские граждане.

3) ius gentium (право народов) - "право, которым пользуются все народы человечества" (Ульпиан).

Право народов - более универсальное, чем ius civile, способное удовлетворять интересы всех включенных в мировую державу народов, лишенное всяких местных и национальных особенностей.

Право народов формировалось под непосредственным влиянием деятельности магистрата по делам перегринов (неримлян). Для защиты прав иностранцев претор перегринов использовал правовые нормы, действовавшие в разных провинциях державы. Таким образом создавался синтез наиболее совершенных правовых норм мира.

Претор-перегринус мог издавать эдикты, тем самым юридич.закрепляя чужеземные правовые нормы.

Вобрав в себя лучшие нормы народов державы ius gentium обладало рядом положительных черт:

1. свобода от формальностей, присущих ius civile;

2.предпочтение подлинной воли участников правоотношения всем прочим обстоятельствам и формальностям;

3. письменная форма договорных связей;

4. простота судопроизводства;

5.атмосфера взаимного доверия сторон в спорах;

6. равенство сторон правоотношения;

7. третейский суд.

Итак, римское гражданское право развивалось в виде параллельных и взаимодействующих систем ius civile и ius gentium. Со временем эти системы стали сближаться. Однако более значительным было влияние ius gentium на ius civile, т.к. ius gentium содержало более совершенные нормы и отличалось положительными чертами.

С рецепцией цивильным правом перегринского права неразрывно связана и эксцепция ius civile, как средство ревизии старого права - принцип exeptio doli - "возражение из обмана", который использовался для отмены норм, противоречащих принципа справедливости. В 212 г. с введением Каракаллой общ. граж данства ius civile и ius gentium - слились воедино.

4) ius naturale - это представление о добре и зле, должном и ненадлежащем. По мнению римлян законы не должны были нарушать этого общего порядка. Соответствие людских законов естественному праву - это справедливость (aequitas). соответствующие понятию справедливости. Таким образом следует рассматривать ius naturale не как систему норм.

Эта философская конструкция позволяла преторам и юристам классического периода устранять нормы, уже не как философское обоснование прогрессивной правотворческой деятельности.

Такой подход говорил о восприятии римлянами права нравственного явления. Теория ius naturale в настоящее время называется неотолизмом (учение Фомы Аквинского).

5) ius praetorium (преторское право) - система права, сложившаяся в практике преторов и др.магистратов через их эдикты. Ius praetorium, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли и т. д.

Понятие ius gonorarium несколько шире, чем ius praetorium, т.к. включает эдикты других магистратов, например курульных эдилов. Между ius gonorarium и ius civile также происходило взаимодействие, в результате чего эти системы слились воедино. Преторскому праву отдавалось предпочтение над ius civile, в результате чего появилось понятие nudum ius - право, лишенное юридической защиты, потерявшее гарантии государства.

Оно ограничивало рамки преторского правотворчества в 250-80 г.д

Эдикты магистратов

Магистраты - люди, находящиеся в течении года на государственных должностях на общественных основаниях. Обязанностью магистратов, особенно высших консулов, преторов, курульных эдилов было обеспечение внутреннего гражданского мира и порядка в государстве.

Как лицо, наделенное высшей начальственной властью - империумом, претор получил право при вступлении в должность издавать эдикты и выдавать приказы - интердикты, имевшие обязательную силу.

Термин "эдикт" происходит от слова dict (говорить) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Позже эдикт получил значение письменной годовой программы магистра (конкретные правила управления), в отличие от разовых объявлений - приказов-интердиктов.

Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты :

1. городского претора (претор урбанис), ведавшего гражданск. юрисдикцией между римскими гражданами;

2. перегринского претора, -//-//- перегринами и между перегринами и римскими гражданами;

3. правители провинций (по граж.делам);

4. курульных эдилов (юрис-ция по торговым делам);

5. квесторов (по торг. делам в провинциях).

В основу вновь издававшихся эдиктов ложились старые (сохранявшаяся часть старого эдикта называлась edictum tralaticium). За десятилетия эдикты сконцентрировали в себе административно-судебные нормы многих поколений преторов. Сложилась система ius honorarium (преторского права).

Юридическая природа преторского права

Эдикты магистратов, несмотря на то, что Цицерон называл их leges annya (законами на год), законами не являются.Это акты исполнительной, административной власти. Магистраты не были компетентны отменять или изменять, или издавать законы.

Сначала претор своими эдиктами лишь помогал применению цивильного права. Позже он с помощью эдикта заполнял пробелы цивильного права.

Наконец, эдикт претора стал направлен на изменение и исправление цивильного права. Претор отстранял теоретически действующие нормы цивильного права и проводил взамен новые, более справедливые для конкретных случаев. Зачастую такие новые положения переходили в последующие эдикты и становились нормами права, а утратившие фактич. силу нормы цивильного права превращались в nudum ius.

Правотворчество магистратов приводило к обновлению правовой системы и след. было прогрессивным явлением - "живым голосом цивильного права".

Во II в.н.э. по распоряжению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом была проведена кодификация отдельных норм преторского права. В результате была разработана окончательная редакция "постоянного эдикта" (edictum perpetuum), который становился неизменяемым (кроме императора) и обязательным к применению всеми должностными лицами. Кодификация эдиктов - систематизация преторского права. С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Вербальные договоры. Стипуляция

1. Стипуляция - устный договор, заключаемый посредством вопроса будущего кредитора (обещаешь дать 100?) и совпадающего с вопросом ответа (обещаю) со стороны будущего должника по обязательству.

Стипуляция была известна еще с XII Таблиц.

Стипуляция была строго формализована, однако со временем:

–отпало требование буквального совпадения ответа и вопроса (классический период);

–закон допускал совершение устного договора в каких угодно выражениях (доминат);

–требование присутствия сторон сохранилось.

В качестве устного договора С. оставалась недоступной как глухим, так и немым.

Стипуляция - одностороннее обязательство, т.е. одной стороне принадлежало только право, другой лежала только обязанность.

Стипуляционное обязательство носило абстрактный характер - в стипуляционную форму можно было облечь любое обязательственное отношение, поэтому в классический период стипуляция являлась основной формой оборота.

Стипуляцией нередко пользовались в целях новации, т.е. с. заключали для того, чтобы прекратить уже существующее обязательство, поставив на его место новое, возникающее из стипуляции.

Стипуляцией производились: заем, купля-продажа ( 2 стипуляции), новация, поручительство и т.д. Для обеспечения доказательства факта стипуляции составлялся письменный акт (cautio),удостоверяющий это обстоятельство. Со временем такие документы подменили собой саму стипуляцию,т.к.при их наличии предполагалось что она уже совершена.

В Древнем Риме существовало 3 сменявших друг друга формы процесса:

1. легисакционная (per legis actiones) - древнейшая;

2. формулярная (per formulas) - главная форма процесса периода преторского права; 3. экстраординарная (когниционная) cognitio - форма, возникшая уже с империей.