Смекни!
smekni.com

Планирование расследования многоэпизодных уголовных дел (стр. 3 из 5)

С помощью единого графика по всем эпизодам легко выявить, выполнение каких мероприятий падает на одно и то же время, по какому эпизоду предстоит больше работы, выявить так называемые критические направления.

Под графиком следует указать, что обозначают кружки, стрелки, линии. Линии обычно изображают определенный вид работы (допросы, экспертизы, ревизии и т. д.), над ними указывается срок выполнения. Если сложить все сроки, то можно определить время, за которое нужно расследовать все дело. Поскольку при составлении сетевого графика будет видно, какие мероприятия по эпизодам приходятся на одно и то же время, можно соответственно скорректировать работу следователей. В дальнейшем, руководствуясь графиком, следователи не будут нарушать установленных сроков выполнения тех или иных мероприятий.

Так, с помощью графика можно наглядно представить взаимосвязь отдельных работ и действий на всем протяжении следствия, видеть критические пути, когда разрядить обстановку можно лишь перемещением сроков' исполнения или привлечением дополнительных сил и средств.

Сетевой график позволяет легче управлять расследованием, рациональнее расставлять силы, влиять на сложившуюся обстановку. Выявление критических путей в деле позволяет избежать простоев отдельных работников, поскольку видно, где, по какому эпизоду требуется подключить, например, оперработника или ревизора. Сетевое планирование обеспечивает ритмичность работы, это—важное достижение научной организации труда следователя. Но оно оправдано только при расследовании преступлений особой сложности и большого объема, да и то в тех случаях, когда следователь представляет конечный результат, знает все существенные обстоятельства преступления и может выделить узлы, большинство фактов преступлений, когда он может хотя бы примерно определить основные мероприятия, которые должны провести следователь и оперработник, и сроки, в течение которых можно их осуществить.

Применение сетевого планирования, как справедливо отмечает А. М. Ларин, «не исключает динамичности планирования. Напротив, выявление новых обстоятельств и возникновение новых задач расследования обусловливают необходимость внесения новых коррективов. Но и при этом сетевая модель и линейная диаграмма помогают предвидеть последствия изменений плана, следить за согласованностью отдельных следственных действий, определять и своевременно «расшивать» узкие места».

Следует сказать о подготовке еще одного документа—конспекта изучения материалов, имеющего подготовительный характер для детального планирования. Некоторые следователи составляют его в процессе знакомства с объемными материалами, поступающими из ОБХСС или иных служб, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также при изучении уже возбужденных дел. Практика составления документа такого рода, на наш взгляд, заслуживает внимания.

Получив от органов дознания материалы и знакомясь с ними, следователю удобнее всего вести конспект, который составляется или по эпизодам, или по лицам— предполагаемым участникам преступлений. При таком порядке изучения исходных данных следователь уже в начальный период расследования может быстро сориентироваться, определить, какими доказательствами он располагает по тому или иному эпизоду, чем он может изобличить конкретного участника преступления, какие данные еще предстоит добыть в ходе расследования. Эти конспекты играют важную роль и в дальнейшем, поскольку в процессе следствия они непрерывно пополняются новыми данными. Конспектирование помогает следователю зафиксировать все существенные детали преступления, что весьма важно, ибо чем дальше углубляется следствие, тем труднее запомнить следователю все увеличивающийся объем фактических данных. Роль этих конспектов важна и в заключительной стадии расследования, например, при составлении обвинительного заключения. Форма конспекта весьма проста. Лист бумаги (тетрадь) делится вертикальной линией на две колонки. Одну графу можно озаглавить: «Что установлено по делу», другую—«Что нужно сделать».

Конспект изучения материалов дела может быть составлен и по форме, где делается соответственно три графы: «Что подлежит выяснению», «Чем это доказано», «Чем еще можно доказать».

Первый вид конспекта предпочтительнее, если по материалу или уголовному делу видно, что в нем будет немного эпизодов, что дело будет относительно небольшим по объему. Второй—применяется при изучении дела (материала), которое более сложно, состоит из многих эпизодов преступления, совершенного группой лиц.

Указанные конспекты на первых порах могут даже заменять собою планы расследования, так как в них содержится главный элемент плана—что нужно сделать,—т. е. изложено основное направление работы следователя.

Конспект составляется в виде выписок, которые систематизируются отдельно по основным вопросам, характеризующим предмет доказывания: в левой колонке указывается, что произошло, где, когда, каким образом, при каких обстоятельствах, кто совершил, с чьей помощью, с использованием каких средств, почему; в правой—какие обстоятельства еще следует выяснить и что нужно для этого сделать.

По сложным делам с большим количеством эпизодов целесообразно заводить отдельный конспект по каждому эпизоду или по каждому лицу. При этом важно оставлять свободные места для последующих вставок, дополнений, пометок. Такие конспекты в дальнейшем служат хорошим подспорьем при составлении плана расследования, а если по делу работает бригада следователей, то и при распределении обязанностей между ее членами. Иными словами, конспекты становятся базой для общих и индивидуальных (частных) планов.

Но планы, естественно, должны быть шире, разностороннее и конкретнее. В них включается не только то, что уже вытекает из материалов дела, но и возникшие предположения о фактах, которые должны существовать по имевшимся версиям. В планах также должны содержаться мероприятия по проверке намеченного, сведения о сроках и исполнителях той или иной работы. В частности, в плане предусматривается: когда тактически оправдано возбудить уголовное дело; какие следственные действия провести в первую очередь; кого из подозреваемых допросить первым и в какой последовательности допросить остальных; какие меры принять к недопущению контактов между подозреваемыми и изоляции их от свидетелей; у кого и когда провести обыски и выемки, что изымать при этом; какие меры принять к сохранению отдельных вещественных доказательств и документов; что и когда предпринять в целях возмещения ущерба, причиненного преступниками, какие мероприятия должны осуществить по делу оперативные работники милиции и др.

При планировании обязательно учитываются данные, поступившие от оперативных работников, что дает возможность держать в поле зрения те или иные важные обстоятельства. В любые планы (как общие, так и индивидуальные) включаются также вопросы по выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и меры по их устранению,

Эти мероприятия должны найти отражение в планах уже на первоначальном этапе следствия, поскольку причины и условия, способствовавшие преступлениям, связаны с другими обстоятельствами преступления, в частности, с лицом, его совершившим. Поэтому выявлять эти причины и условия следует одновременно с установлением тех обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по уголовному делу. Откладывать данный вопрос на более поздние этапы расследования будет неправильно. На заключительной стадии работы по делу у следователя может не остаться времени на выполнение предупредительных мер и тогда это важное дело останется невыполненным или будет проведено формально.

В план можно включить следственные действия как Специально направляемые на выявление обстоятельств, способствовавших преступлениям, так и действия, которыми они будут выявляться наряду с установлением иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Индивидуальные планы расследования, а в наиболее важных случаях и общие, должны дополняться планами проведения сложных следственных действий. Такая необходимость возникает, например, при допросе обвиняемых, которые в группе совершили несколько (иногда десятки) преступлений. В плане допроса таких лиц можно предусмотреть: время и место допроса; вопросы, которые следует поставить допрашиваемому по каждому из эпизодов, их формулировку и последовательность выяснения; напоминающие и контрольные вопросы, а также последовательность их постановки; материалы дела (показания отдельных лиц, вещественные доказательства, документы), которые нужно будет предъявить допрашиваемому, и момент их предъявления; способ и условия, в которых будет проходить фиксация показаний (протоколирование, магнитная запись в кабинете следователя, использование возможностей диктомашбюро и т. д.);лиц, которые должны принять участие в допросе (специалисты, стенографист и др.); что и как должны делать приглашенные на допрос лица; какие меры принять к охране документов и иных вещественных доказательств и т. п. По такому же принципу составляется план выполнения других следственных действий.

Вот, например, как следователь построил план допроса Глобина, совершившего ряд опасных преступлений. Мы приводим выдержку из плана, охватывающую запланированные действия следователя при допросе обвиняемого только по одному из эпизодов.

Если в план предполагается внести мероприятия, которые будут выполнять работники милиции, то необходимо, чтобы последние приняли участие в его обсуждении Они могут внести ценные предложения, которые нужно учесть при составлении плана. Но здесь следует принять во внимание следующее: а) записывая отдельные мероприятия, предложенные работниками милиции, нужно учитывать специфику их работы; б) если таких мероприятий окажется много, то целесообразно составить отдельный план, который утвердит начальник органа дознания, в) версии, которые выдвигают работники дознания, следует также принимать во внимание и, если они обоснованы, то включать в свой план, намечая процессуальные пути их проверки.