Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование игр и пари в Республике Беларусь (стр. 4 из 9)

1.4. Элементы азартной игры.

Элементами любого договора являются субъекты, предмет и содержание договора. Начну я пожалуй с рассмотрения субъектов азартной игры, ибо, на мой взгляд, в данном вопросе не все так однозначно как это может показаться на первый взгляд.

В соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Республики Беларусь, отношения по поводу проведения лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр осуществляются между участниками и организаторами, которыми могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы и лица, получившие от уполномоченного государственного органа разрешение (лицензию) [1]. Также во всех нормативных актах, посвященных игорному бизнесу говориться об организаторе и участниках азартной игры. При этом, в законодательстве не дано четкого определения термина организатор игры. Однако из смысла статьи 932 и других нормативных актов вытекает, что

- организатор игры – Республика Беларусь, административно-территориальная единица, а также юридическое лицо (коммерческая организация) или индивидуальный предприниматель, занимающиеся игорным бизнесом на основании специального разрешения (лицензии), выданного Министерством спорта и туризма в соответствии с законодательством [1; 5, п. 3].

При этом главным в данном определении, как я считаю, является то, что указанные субъекты занимаются игорным бизнесом, то есть деятельностью, направленной на извлечение игорным заведением дохода в виде выигрыша, платы за организацию, проведение или участие в азартных играх, пари, организации тотализатора [3, п. 1.3].

Отсюда возникает вопрос: возможно ли проведение азартной игры не между организатором и участником, а только между участниками вне игорного заведения? На мой взгляд, ответ на данный вопрос можно найти в определениях азартной игры и пари, данных в Декрете Президента Республики Беларусь № 21. Там сказано, что азартная игра (пари) – это соглашение между двумя или несколькими лицами, как физическими, таки и юридическими [3, п. 1.3]. Из этого следует, что сторонами в азартной игре могут быть только физические лица, то есть проведение игры возможно без участия организатора.

Однако некоторое сомнение данному выводу придает тот факт, что в том же определении азартной игры сказано, что данное соглашение заключается по правилам, установленным игорным заведением [3, п. 1.3]. Однако, правила проведения игр в игорных заведениях и даже правила самих игр, разрешенных к проведению в Республике Беларусь установлены Приказом Министерства спорта и туризма № 1698. Также в логичности данной нормы позволяет усомниться тот факт, что обязанность заключать данный договор по правилам игорного заведения отсутствует в определении пари. Следовательно, можно говорить о том, что физические лица могут быть субъектами азартной игры и проводить эти игры вне игорных заведений, но при этом соблюдая правила, установленные законодательством и игорным заведением. При этом, как уже было отмечено прежде, такой договор, заключенный между двумя или несколькими физическими лицами не будет публичным, ибо данные лица не занимаются игорным бизнесом.

Что же касается определения участников азартной игры, то в законодательстве не дается определения данного понятия общего для всех азартных игр. Однако из смысла законодательства вытекает, что участники азартной игры – это физические лица, достигшие 18-летнего возраста, либо юридические лица [5, п. 17.8], принимающие участие в азартной игре. При этом юридическое лицо может быть участником только при игре с организатором.

Подытожив, можно сказать, что субъектами азартной игры могут быть:

1. физические лица (только участники);

2. участник и организатор.

При этом, отношения между организаторами и участниками по поводу проведения азартных игр регулируются законодательством об игорном бизнесе и проведении лотерей в Республике Беларусь. А отношения между физическими лицами регулируются общими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь и обычными нормами, а также некоторыми положениями главы 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь и некоторыми положениями законодательства об игорном бизнесе. Применение законодательства, посвященного игорному бизнесу, к правоотношениям между физическими лицами возможно, на мой взгляд, поскольку, например, пункт 1 «Порядка осуществления игорного бизнеса на территории Республики Беларусь», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 548 устанавливает, что данный Порядок не только устанавливает основные условия осуществления игорного бизнеса, но и определяет общие требования к организации и проведению азартных игр [5].

Также необходимо отметить, что если организатор принимает участие в игре в качестве игрока, то он приобретает те же права и обязанности, что и участник, не теряя при этом прав и обязанностей организатора.

Естественно, что правоотношения между субъектами азартной игры направлены на достижение определенной цели, которой является предмет правоотношений – еще одного элемента договора. Вопрос, о предмете данного договора также, на мой взгляд, является спорным.

Исходя из определения азартной игры, данного в Декрете Президента Республики Беларусь № 21, можно было бы предположить, что предметом азартной игры является выигрыш, ибо там прямо сказано, что данный договор является соглашением о выигрыше [3, п. 1.3]. Однако, исходя из этого можно было бы сделать вывод, что если участник игры не получает выигрыша, то договор нельзя считать исполненным, ибо к участнику не приобрел предмет договора. Или можно было бы считать, что договор считается исполненным при передаче предмета сделки (выигрыша) одному из игроков. Тогда получалось бы, что для остальных игроков данный договор является безвозмездным и, при заключении договора, проигравшие участники не ставили перед собой цели получения выигрыша. Однако, данный договор является возмездным и участники вступают в азартную игру в надежде на выигрыш. Поэтому в научной литературе существует мнение о том, что предметом азартной игры является возможность (шансы) получения выигрыша [16, с. 712] или вероятность выигрыша [18, с. 625].

Однако, на мой взгляд, данная формулировка не совсем корректна. Исходя из определений, вероятность – это субъективная и объективная тенденция развития явления, а вероятность – это возможность появления того или иного случайного события. Следовательно, возможность получения выигрыша и вероятность выигрыша охватывают лишь наступление или ненаступления того события, от которого зависит распределение выигрыша. Или, иными словами, возможность (вероятность) выигрыша – это те объективные или субъективные обстоятельства, которые влияют на получение или неполучения выигрыша.

На мой взгляд, правильнее говорить, что предметом азартной игры является возможный выигрыш. Казалось бы несущественное изменение окончания, однако, это окончание меняет весь смысл. И вот почему. Возможный выигрыш – это сумма денег (имущества), которое игрок ожидает приобрести в результате игры. При этом данный возможный выигрыш может быть вычислен в конкретной сумме, исходя из ставки игрока и порядка определения выигрыша. В то время как определить вероятность (возможность) выигрыша невозможно, так как эти показатели в азартной игре носят случайный характер. А, в соответствии с пунктом 3 статьи 932 Гражданского кодекса Республики Беларусь, выигрыш является существенным условием ,[1] и если его нельзя определить, то договор считается недействительным. И только при определении предмета сделки в качестве возможного выигрыша, можно конкретно определить данное условие сделки.

Однако, даже если бы предмет сделки был конкретно определен, его невозможно было приобрести без наличия у участников данного правоотношения прав и обязанностей, которые составляю содержание сделки – еще одного элемента договора.

В законодательстве Республики Беларусь разграничены права и обязанности организатора азартной игры и участника азартной игры. Причем существуют права и обязанности общие для всех азартных игр особенные права и обязанности для конкретных видов игр. Далее будут рассмотрены только общие права и обязанности, а особенные – в главах. Посвященных отдельным видам игр. Начнем с прав и обязанностей организатора. Данные права и обязанности установлены в Указе Президента Республики Беларусь № 548, а также Приказе Министерства спорта и туризма № 1698.

Сразу необходимо отметить, что организатор азартной игры наделен небольшими правами, которые в то же время являются его обязанностями. В соответствии с пунктом 3 означенного Указа и исходя из пункта 1 статьи 932 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основным правом организатора является право на осуществление игорного бизнеса (при наличии специального разрешения), а, следовательно, право на организацию игр. В тоже время, организатор имеет право осуществлять только те азартные игры, организация и проведение которых разрешена на территории Республики Беларусь [5]. Такими азартными играми (в соответствии с означенным Указом) являются: цилиндрические игры (рулетка), игра в карты, игра в кости, игра на игровых автоматах, игра тотализатора, букмекерская игра [5, п. 9], а также лотерея, которая не упоминается в данном списке, но по своей сути является азартной игрой (а точнее – пари). Также проведение азартной игры является обязанностью организатора и потому, что данный договор является публичным.

В законодательстве предусмотрены и некоторые другие общие права организатора. Однако данные права связаны не с собственно проведением азартных игр, а скорее с хозяйственной деятельностью организатора как юридического лица или предпринимателя.