Смекни!
smekni.com

Авторский договор (стр. 13 из 16)

Нередко неправомерные действия затрагивают охраняемые законом права и интересы третьих лиц, и те могут инициировать расторжение авторского договора так же, как и любая из сторон договора. Существует широко распространенное заблуждение о том, что пользователь произведения, не заинтересованный в расторжении договора ввиду понесенных им затрат на подготовительные работы, якобы не несет ответственности перед третьими лицами, в отличие от другой стороны, недобросовестно выполнившей свои обязанности по договору. Но по действующему законодательству ответственность в этом случае возлагается и на недобросовестного автора, и на пользователя произведения. Субъект, совершивший неправомерные действия, несет перед потерпевшим ответственность в основном за нарушение личных неимущественных прав, а имущественная ответственность перед потерпевшим возлагается на пользователя произведения, который должен возместить потерпевшему все имущественные потери, размер которых может быть больше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю. В условиях невозможности взыскания пользователем со своего недобросовестного автора полученные последним суммы немедленное расторжение договора с ним, если на этом настаивают лица, потерпевшие от его неправомерных действий, может оказаться морально и экономически оправданным.

Следует отметить, что в российском авторском праве существует презумпция добросовестности автора, которая должна быть опровергнута организацией путем приведения конкретных доказательств его неправомерных действий. Если этого не было сделано, считается, что автора постигла творческая неудача. Его произведение также может быть отвергнуто заказчиком ввиду непригодности, и договор с автором на этом основании может быть расторгнут. Однако обычно в таких ситуациях за автором сохраняется полученное им по договору вознаграждение в целом или в части, которая определяется конкретными договорами. Данное правило выступает как правовая гарантия интересов автора.

Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности.

Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведение изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже после его одобрения. Обычно условия внесения таких исправлений и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не определяются. Отказ автора от переработки одобренного произведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причитающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения.

Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное договором. Следовательно, передача прав и обязанностей по договору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изменение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим изменением договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано обратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не может служить его стремление закончить работу к обусловленному сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению.

Нарушение автором обязанности не передавать право на использование произведения третьим лицам в течение всего срока действия договора без предварительного письменного согласия противоположной стороны дает пользователю право расторгнуть договор, взыскать выплаченное автору вознаграждение и применить иные санкции по договору. Так, автор Г. заключил с издательством договор, в соответствии с которым должен был написать и представить издательству повесть. Произведение было передано издательству в установленный договором срок и одобрено. При подписании договора автору был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60% гонорара (с зачетом аванса). В период действия договора Г. заключил договор на то же произведение (хотя и под иным названием) с другим издательством. В этой связи первое издательство предъявило Г. иск о возврате всего полученного им по договору вознаграждения. Суд иск удовлетворил. Но нарушением договора не будет считаться передача автором, связанным издательским договором, права на публичное исполнение произведения или передача произведения (его части) для использования тому же заказчику. Так, издательство отказалось от выплаты вознаграждения Н., обвиненному в нарушении обязанности не передавать произведение другим организациям. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что автор включил в рукопись книги "Высокие технологии" без согласия издательства часть материала из своей рукописи, издаваемой издательством по другому авторскому договору с ним. В решении по делу, которым иск, предъявленный издательством, был отклонен, справедливо отмечалось, что в данном случае право издательства на единоличное использование произведения не нарушено. О недобросовестности же автора в исполнении заказанной работы издательство вопрос в суде не ставило.

Вопрос о третьих лицах, заключивших с автором договоры относительно использования одного и того же произведения, четко решен в действующем законодательстве. Приобретатель исключительных авторских прав по авторскому договору вправе потребовать от любых третьих лиц прекращения использования произведения всеми теми способами, на которые он имеет исключительные права (абз. 1 п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Помимо вышеописанных нарушений авторских обязанностей по договору существуют и менее значительные нарушения, влекущие для авторов определенные отрицательные последствия. За уклонение от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (чтение корректуры, консультирование режиссера и актеров, участие в обсуждениях произведения и т.д.) конкретным авторским договором могут быть установлены особые санкции. Автор также возмещает убытки заказчика, вызванные необходимостью внесения в подготовленное к использованию произведение исправлений и дополнений. Так, в издательском договоре особо оговаривается разрешенный объем правки корректуры верстки, который в настоящее время устанавливается на уровне 2-3% стоимости всего набора произведения. Правка сверх этого объема, если ее необходимость связана с виной автора, оплачивается за его счет, т.е. возмещается издательством за счет авторского гонорара, но обычно не свыше установленного договором предела.[12]

Далее пойдет речь об особенностях ответственности при соавторстве. В данном случае присутствует гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне, так как обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов. Не вызывает никаких сомнений право заказчика расторгнуть договор, если свои обязанности по договору не исполнены хотя бы одним из соавторов. Заказчик вправе рассчитывать на получение законченного и готового к использованию произведения. Но он может дать согласие изменить договор, в частности скорректировать его объем, если представлена часть произведения, созданная соавторами, выполнившими свои обязанности. То же самое касается и произведений, создаваемых при нераздельном соавторстве. Если кто-нибудь из соавторов участия в их создании не принимал, а остальными соавторами будет представлено законченное произведение, требуется согласие заказчика на изменение условий договора.

Однако возникает сложная ситуация с возможностью взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним иных санкций. Несмотря на дискуссии в российских юридических кругах о солидарной или долевой ответственности соавторов, действующее законодательство не оставляет никаких сомнений в том, что ответственность соавторов может быть только долевой, так как в долевом порядке возможно взыскать авторское вознаграждение или причиненные убытки лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо ввиду отсутствия их вины.