Смекни!
smekni.com

Авторский договор (стр. 8 из 16)

В заключение следует особо подчеркнуть, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договоры в письменной форме, так как это более надежный способ защиты своих прав.

Глава III. Содержание авторского договора.

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон.

Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Анализ содержания авторского договора целесообразно начать с характеристики обязанностей автора. Основная его обязанность - создание и передача заказчику заказанного произведения. Для надлежащего выполнения данной обязанности автору необходимо создать произведение, соответствующее условиям договора. К примеру, литературное произведение должно соответствовать зафиксированным в договоре заказа виду литературы, жанру, иметь согласованный с издательством объем. А сценарий художественного кинофильма должен отвечать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов допустимы только с согласия организации-заказчика, что, как правило, оформляется составлением нового или изменением прежнего авторского договора. Чисто техническая работа, такая, как сбор материала и т.п., может быть выполнена по поручению автора любым лицом, при этом получение согласия заказчика необязательно. Автор обязан представить заказанное ему произведение в установленный договором срок. Исходя из смысла законодательства и сложившейся практики, автор имеет право представить заказанное произведение досрочно, при условии, что в договоре не зафиксировано иное. Произведение должно быть представлено заказчику в готовом для использования виде, т.е. в наличии должны быть все оговоренные договором элементы. Стороны вправе предусмотреть передачу заказанного произведения по частям. С целью предупреждения возможных споров сдачу-приемку произведения целесообразно оформить специальным документом, к примеру особой распиской.

На авторе также лежит обязанность доработки произведения по требованию заказчика. Необходимость доработки может быть выявлена в результате рассмотрения произведения, когда оно в целом соответствует требованиям договора, но требует внесения определенных уточнений или изменений. Однако необходимо особо отметить, что требования о внесении в произведение уточнений или изменений может ставиться исключительно в пределах условий авторского договора. Например, заказчик не вправе требовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее оговорено в договоре. Также заказчик не вправе настаивать на том, чтобы автор изменил свою точку зрения по тому или иному вопросу, даже если, по мнению заказчика, данная точка зрения является ошибочной. Предлагаемые требования по изменению и дополнению произведения должны быть точно указаны заказчиком. Стороны должны также достигнуть соглашения о новом сроке представления измененного или дополненного произведения. Отсутствие такого согласования может привести к конфликту. Так, П. заключил с издательством договор на издание произведения. Автор представил его в срок, но издательство потребовало доработки рукописи. Срок доработки, однако, не был сторонами определен. При повторной сдаче доработанного произведения издательство отказалось его принять, мотивируя свой отказ несвоевременностью представления рукописи, и расторгло с автором договор. П. обратился с иском в суд, который восстановил действие издательского договора, а в своем решении указал, что согласно ст. 168 ГК РСФСР 1964 г. недопустимо одностороннее изменение условий договора. Кассационная инстанция подтвердила правильность вынесенного судом решения. Ответа на вопрос о том, сколько раз произведение может возвращаться автору на доработку, в действующем законодательстве не дается, поэтому данный аспект лучше специально оговорить в договоре. Может возникнуть ситуация, когда необходима доработка уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изданию подготовлена работа на юридическую тематику, но внесены существенные изменения в законодательство, автор обязан по требованию заказчика внести соответствующие изменения в данную работу. При этом автор имеет право на дополнительное вознаграждение за доработку произведения лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Следующей обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Данная обязанность, как правило, прописывается в конкретном авторском договоре. Это связано с тем, что содержание такого участия зависит от вида произведения и характера его использования. Например, в соответствии с издательским договором автор по требованию издательства без специального вознаграждения должен просматривать корректуру произведения с соблюдением оговоренных сроков, принимая во внимание график движения книжных изданий в производстве. Согласно сценарному договору для художественных кинофильмов на автора возлагается обязанность дачи консультаций режиссеру и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц и т.п., участвовать в обсуждениях киноматериала и законченного фильма. Но в отличие от издательского договора данная работа автора по сценарному договору оплачивается в размере, установленном соглашением сторон.

Наконец, последней обязанностью автора, связанной прежде всего с передачей исключительных прав, является обязанность не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в тех же пределах, если на это не получено согласие первоначального пользователя. При этом следует особо подчеркнуть, что данный запрет относится лишь к предоставлению произведения для использования аналогичным способом, установленным первоначальным договором, и если, к примеру, автор заключил издательский договор, то это не означает, что он не вправе без согласия издательства предоставить данное произведение для публичного исполнения или переработки в иной жанр.

Указанная обязанность возлагается на автора с момента заключения соглашения и остается в силе в течение всего срока действия авторского договора.

Наряду с автором ряд обязанностей возлагается также и на заказчика.

В первую очередь заказчик обязан принять и рассмотреть переданное автором произведение. Выполняя данную обязанность, заказчик проверяет качество оформления произведения, его комплектность. Указанные действия осуществляются в порядке, предусмотренном договором. Как правило, факт принятия произведения оформляется специальным документом, который подтверждает сдачу автором заказанного произведения. Иногда в авторском договоре фиксируется условие о том, что предоставленное произведение считается принятым, если пользователь в течение определенного срока не потребовал от автора дооформления или доукомплектования произведения. Если произведение было принято, то заказчик также обязан его рассмотреть, т.е. одобрить, отклонить (но только по основаниям, предусмотренным договором) или выдвинуть требование о внесении в произведение поправок с точным указанием существа необходимых изменений (но также только в пределах договора). Все эти действия заказчик обязан выполнить в срок, предусмотренный соглашением сторон. Оценку произведения заказчик может выполнить самостоятельно либо привлечь к этому специалиста, направив данное произведение для рецензирования. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в срок, предоставляемый заказчику для рассмотрения произведения. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами. К примеру, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке подлежат рецензированию на кафедре одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупным специалистом в данной области. В указанном случае время оценки рукописи в соответствующей организации исключается из срока, отведенного заказчику для рассмотрения произведения.