Смекни!
smekni.com

Порядок совершения валютных операций в РФ (стр. 3 из 6)

Наиболее оригинальной точкой зрения по поводу оборота в РФ векселей, номинированных в иностранной валюте, является точка зрения аспиранта МГЮА И.С. Попова. Он считает, что вексель, номинированный в иностранной валюте, предусматривающий место платежа на территории РФ, и не содержащий оговорки эффективного платежа, может рассматриваться в качестве валютной ценности условно, поскольку в отношении резидентов такой вексель не содержит обязательство ни по совершению платежа в иностранной валюте, ни права на получение вексельной суммы в иностранной валюте. В соответствии с п. 41 Положения о векселе [20], если вексель выписан в валюте не имеющей хождения в месте платежа, то сумма его может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в соответствии со ст. 140 ГК РФ законным платёжным средством на территории Российской Федерации является рубль, а также положения ч.2 ст. 317 ГК РФ, в соответствии с которым денежные обязательства могут быть выражены в иностранной валюте, следует признать, что приобретение, индоссирование, а также получение платежа по векселю резидентом (то есть по сути оборот векселя между резидентами) не подпадает под определение валютной операции, то есть операции, связанной с приобретением права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе и использование в качестве средства платежа иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте в силу того, что вексель для резидента-векселедержателя по сути содержит право на получение денежных средств (вексельной суммы) в российских рублях, а для векселедержателя-резидента обязанность совершить такой платёж. [21]

Мне думается, что вексель, номинированный в иностранной валюте, будет всегда валютной ценностью независимо от наличия или отсутствия оговорки эффективного платежа. Кроме того, все вексельные сделки являются валютными операциями, так как направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении валютной ценности.

В настоящее время в арбитражной практике возникают вопросы по поводу оборотоспособности векселей, номинированных в иностранной валюте. В п.15 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда дано следующее разъяснение, "выдача резидентом векселя в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации при отсутствии в тексте векселя оговорки об эффективном платеже в какой-либо иностранной валюте не является нарушением валютного законодательства.

Резидент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с резидента долга в рублях по векселю, выписанному в иностранной валюте. Ответчик предъявил встречный иск о признании недействительной сделки по выдаче векселя. При этом ответчик ссылался на отсутствие разрешения Банка России на выдачу (использование в качестве средства платежа) векселя, выраженного в иностранной валюте.

Суд первой инстанции удовлетворил иск о взыскании суммы по векселю и отклонил требование о признании сделки недействительной.

Апелляционная инстанция признала сделку по выдаче векселя недействительной, поскольку выдача (использование в качестве средства платежа) векселя, выраженного в иностранной валюте, является валютной операцией, связанной с движением капитала, которая в отсутствие разрешения Банка России должна рассматриваться как ничтожная сделка на основании подпункта "б" пункта 4, подпункта "а" пункта 7, подпункта "е" пункта 10 статьи 1 и пункта 2 статьи 6 Закона о валютном регулировании. По мнению апелляционной инстанции, под векселем, выраженным в иностранной валюте, должен пониматься всякий вексель, сумма которого обозначена в иностранной валюте.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, исходя из следующего.

Иск был основан на простом векселе, выписанном резидентом Российской Федерации в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации.

Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341, различает валюту долга и валюту платежа в вексельных обязательствах (пункт 41). Валюта, в которой выписан вексель, является валютой долга.

Согласно пункту 41 Положения [22], если переводной вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть уплачена в местной валюте с соответствующим курсовым пересчетом, кроме случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

В соответствии со статьей 77 Положения данное правило применяется и к простому векселю.

Следовательно, при отсутствии в векселе оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначении местом платежа Российской Федерации (пункт 2 Положения) вексельный должник-резидент не принимает на себя обязательство уплатить вексельный долг в иностранной валюте. Вексель, выписанный в иностранной валюте на указанных условиях, не создает обязанности платежа иностранной валютой и в силу подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Закона о валютном регулировании не может быть признан валютной ценностью.

Режим валютных операций не распространяется на сделки между резидентами, связанные с такими векселями.

Согласно пункту 2 статьи 317 ГК Российской Федерации в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ЭКЮ, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

При таких обстоятельствах сделка по выдаче векселя ни гражданскому, ни валютному законодательству не противоречила, в связи с чем оснований для признания ее недействительной у суда не имелось." [23]

Аналогичное разъяснение содержит совместное постановление Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В соответствии с п.42 этого постановления "cтатья 41 Положения о векселе [24] допускает уплату суммы векселя, выписанного в иностранной валюте, в национальной валюте страны места платежа. Обязанность оплаты векселя именно в указанной в нем иностранной валюте существует только по векселям, содержащим так называемую оговорку эффективного платежа (например, "только в такой-то валюте", "такую-то сумму в такой-то валюте эффективно", "такую-то сумму в такой-то валюте натурой").

В связи с изложенным судам при разрешении вопросов о правомерности выдачи, авалирования и передачи векселей, сумма которых выражена в иностранной валюте, необходимо иметь в виду следующее.

Выдача, акцепт, передача по индоссаменту векселя в иностранной валюте, не содержащего оговорки эффективного платежа, осуществленные хотя бы и без лицензии Центрального банка Российской федерации, не являются нарушениями валютного законодательства Российской Федерации, поскольку сумма такого векселя всегда может быть уплачена в валюте Российской Федерации. Признавать сделки с таким векселем и сам вексель недействительными только лишь в силу обозначения в нем суммы в иностранной валюте нет оснований.

При рассмотрении требования о взыскании иностранной валюты по векселю с оговоркой эффективного платежа судам следует учитывать требования законодательства о валютном регулировании и валютном контроле." [25]

Данная позиция высших судебных органов Российской Федерации схожа с точкой зрения И.С. Попова и состоит в том, что вексельные сделки (выдача, акцепт и передача по индоссаменту) с векселем, номинированным в иностранной валюте, не содержащим оговорки эффективного платежа, осуществлённые без лицензии Центрального банка РФ, не являются нарушением валютного законодательства РФ, так как сумма такого векселя может быть уплачена в валюте РФ. Это означает, что они либо вексель, номинированный в иностранной валюте, не содержащий оговорки эффективного платежа, не считают валютной ценностью, либо вексельные сделки с векселем, номинированным в иностранной валюте, не содержащим оговорки эффективного платежа, не считают валютными операциями, либо вексельные сделки с векселем, номинированным в иностранной валюте, не содержащим оговорки эффективного платежа, считают текущими валютными операциями. Что касается возможности исполнения обязательства по векселю, номинированному в иностранной валюте, в местной валюте, то это возможно лишь в случае, когда национальное законодательство запрещает исполнение обязательств в иностранной валюте. Закон о валютном регулировании РФ [26] такого запрета не содержит.

Во-первых, вексель, номинированный в иностранной валюте, не содержащий оговорки эффективного платежа, является валютной ценностью в соответствии с законодательством РФ. В первом приведённом разъяснении Президиума ВАС [27] утверждается, что вексель, номинированный в иностранной валюте, не содержащий оговорки эффективного платежа, не является валютной ценностью, так как в данном случае иностранная валюта выступает лишь в качестве валюты долга, а валютой платежа является российский рубль. Но в положении о переводном и простом векселе говориться, что "если переводной вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма его может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа" [28]. В Российской Федерации возможно исполнение обязательств и в иностранной валюте, так как законодательного запрета нет, и, следовательно, правило о исполнении вексельного обязательства в местной валюте не действует. Кроме того, возможность исполнения вексельного обязательства в иностранной валюте в случае запрета исполнения обязательства в этой валюте по курсу в местной валюте не означает, что в данном случае местная валюта выступает в качестве валюты платежа по векселю, номинированному в иностранной валюте. В данном случае норма о исполнении обязательства в местной валюте внешне схожа с нормой п.2 ст. 317 ГК РФ, но является самостоятельным правилом для исполнения вексельного обязательства. Кроме того, если вексель, номинированный в иностранной валюте, не содержащий оговорки эффективного платежа, не является валютной ценностью, то для чего порядок его оборота разъясняется в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Единственное логическое объяснения этого толкования правила п. 41 положения о векселе, данного Высшим Арбитражным Судом РФ, состоит в том, что Высший Арбитражный Суд РФ, исходя из принципа целесообразности, хотел легализовать в Российской Федерации оборот векселей, выписанных в иностранной валюте, но не получивших разрешения Центрального банка РФ.