Смекни!
smekni.com

Европейский ордер на арест. Практика экстрадиции (стр. 4 из 10)

Таким образом, в рамках Европейского союза созданы достаточно эффективные и действенные механизмы для формирования единого пространства свободы, безопасности и правосудия. При этом используются как традиционные формы, созданные посредством международных соглашений, так и нетрадиционные, позволяющие судить о становлении Европейского уголовного права. Степень интеграции государств - членов Европейского Союза в области проведения совместной уголовной политики с каждым годом все более возрастает и наполняется новым содержанием, что можно проследить по эволюции организации, при этом можно предположить, что формирование европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка будет постепенно приобретать коммунитарный характер.

Перспективы развития совместной уголовной политики государств ЕС тесно связаны с дальнейшим укреплением внешних границ Союза с целью предотвращения нелегальной иммиграции и международного терроризма. Кроме того, в ближайшее время в Европейском союзе планируется ввести пост Европейского Прокурора.

Однако хотелось бы отметить, что Европейский союз - образование sui generis, и предсказать степень и направления интеграционных процессов, которые могут проходить в его рамках, представляется сложным. Конституция ЕС, которая должна вступить в силу в течение несколько лет, достаточно четко определила возможные формы и механизмы сотрудничества в области борьбы с преступностью, и только от государств зависит, насколько полно и эффективно они будут претворяться в жизнь.

Ярким примером углубления интеграции государств является сотрудничество в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдачи преступников. Действующие в рамках Совета Европы конвенции о правовой помощи по уголовным делам (1959 г.) и о выдаче преступников (1957 г.) в свое время были существенно усовершенствованы с учетом интеграционных процессов, происходящих в Европе, упомянутыми Шенгенскими соглашениями.

Новая Конвенция «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами - членами ЕС» от 12 июля 2000 г. представляет собой один из наиболее полных и подробных источников в рассматриваемой области.

Положения Конвенции намного упростили и ускорили процедуру выполнения запросов, расширили объем оказания правовой помощи, включив в него такие формы, как допрос свидетелей и подозреваемых с помощью видео- и телефонных интервью, внедрение тайных агентов, телефонное наблюдение и другие.

В центре внимания специалистов в области уголовного права находится сегодня и такая форма сотрудничества в рамках ЕС, как европейский ордер на арест.

2. Европейская конвенция о выдаче 1957 года. Порядок введения европейского ордера на арест

Эффективным правовым средством, используемым в международной практике сотрудничества государств в сфере уголовного процесса, является институт экстрадиции, посредством которого обеспечивается неотвратимость ответственности и наказания лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние.

В последнее время возрос интерес, проявляемый к исследованию института экстрадиции. Так, теоретическим и практическим вопросам экстрадиции, истории, современному состоянию и перспективе развития посвящены не только многочисленные научные статьи, но и фундаментальные исследования, выполненные на монографическом уровне[4]. Однако, несмотря на достаточно высокий уровень изученности института экстрадиции и значительное внимание международного сообщества к формированию его правовой основы, ни в науке, ни в законодательстве, ни в практике его применения не сложилось единого понимания экстрадиции и ее правовой природы.

В «Большом юридическом словаре» содержится следующее определение: «Выдача преступников (экстрадиция) - передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вступившего в законную силу приговора». Но далее содержится другое определение: «Экстрадиция... - выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности». В первом определении речь идет о передаче преступника для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, во втором - о выдаче лица только для привлечения к уголовной ответственности[5].

По мнению Р.М. Валеева, «под выдачей следует понимать основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче обвиняемого или осужденного государством (на территории которого он находится) государству, требующему его передачи (на территории которого такое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является), или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора»[6].

В.М. Волженкина определяет экстрадицию как «процедуру, согласно которой государство, под чьей уголовной юрисдикцией преследуется лицо, запрашивает и получает это лицо из страны, где оно скрывалось, с целью последующего привлечения к уголовной ответственности или для обеспечения исполнения приговора»[7].

Термин «передача» используется в международной практике для обозначения процедур, которые в меньшей степени обременены препятствиями правового характера, присущими выдаче. Так, термин «передача» применяется для обозначения следующих процедур: 1) передача осужденного в страну своего гражданства для отбывания наказания; 2) передача обвиняемого международным уголовным трибуналам; 3) передача лица в рамках применения Европейского ордера на арест.

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.)[8], предусматривала значительное количество случаев, когда запрашиваемое государство могло отказать в выдаче. Среди них:

отказ от выдачи своих граждан;

если преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением;

если есть основания полагать, что просьба о выдаче связана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями;

запросы о выдаче в связи с совершением воинских преступлений, которые не являются преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом;

выдача в связи с финансовыми преступлениями не осуществлялась, только если стороны не приняли об этом решение в отношении любого такого преступления или категории преступлений.

Очевидно, что существовавший порядок имел существенные недостатки:

устанавливал принцип двойного обвинения;

исключал экстрадицию граждан своей страны;

позволял государствам-участникам Конвенции слишком часто отклонять запрос об экстрадиции.

Не соответствовала сегодняшним реалиям и сама процедура, предусматриваемая Соглашением, как требующая письменного запроса страны, требующей выдачи, передаваемого по дипломатическим каналам, не устанавливающая конкретных сроков для принятия решения государством-ответчиком.

Такое положение вещей не соответствовало задачам Европейского Союза в сфере борьбы с преступностью.

В Венском плане действий, принятом 3 декабря 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, получила дальнейшее развитие провозглашенная в Амстердамском договоре 1997 года концепция «европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка» и предусматривалось упрощение процедуры экстрадиции.

Согласно заключениям Европейского совета, заседавшего в Тампере 15 и 16 октября 1999 г. между государствами-членами Европейского Союза следует отменить формальную процедуру экстрадиции в отношении лиц, пытающихся скрыться от правосудия после того, как в отношении данных лиц был вынесен окончательный обвинительный приговор, а также ускорить процедуры экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Программа мер, направленная на практическое осуществление принципа взаимного признания решений по уголовным делам, которая предусмотрена пунктом 37 заключений Европейского совета, заседавшего в Тампере, и принята Советом 30 ноября 2000 г., затрагивает вопрос о взаимном исполнении ордеров на арест.

Вопрос нахождения оптимального способа юридического оформления передачи лица из одного государства в другое стоял всегда, и всегда была потребность в его совершенствовании.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что процедура экстрадиции в рамках европейского законодательства переживает этап реформы, которая началась давно и в настоящее время завершилась появлением нового института - европейского ордера на арест.

Реформа эта проходит в три этапа, первым из которых является принятие в рамках Совета Европы указанной выше Европейской конвенции о выдаче 1957 года, ратифицированной впоследствии всеми государствами-участниками. Этот документ, несомненно, являлся для своего времени прогрессивным актом, заменившим двусторонние, подчас отличающиеся друг от друга, документы на единую систему (несмотря на отдельные оговорки, внесенные рядом стран).

Следующим этапом реформы института экстрадиции стала реализация ряда соглашений Европейского Союза.

Прежде всего, это соглашение о применении Шенгенского договора 1985 года относительно постепенного снятия пограничного контроля между странами Евросоюза[9]. Именно этим соглашением впервые был предусмотрен упрощенный режим, заключающийся в возможности экстрадиции определенного лица, не прибегая к формальной процедуре в случае, если данное лицо согласно на это.

Вопросы упрощения процедуры выдачи применительно к европейскому пространству отражены, в первую очередь, в учредительных документах Европейского Союза.