Смекни!
smekni.com

Знакомство с народной культурой школьников при работе с берестой на кружковых занятиях (стр. 3 из 9)

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки. На туесках изображали сладкоголосую птицу-деву Сирин. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве. Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень. Раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты. Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги. Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень напоминали узорное просечное железо. Испокон веков Устюг славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными полосами фигурно высеченного железа.

Одним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел. В Шемогодских изделиях, как правило, нет сюжетных изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью.

Важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не могло не оказать определенного влияния на формирование художественных вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных.

Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы. В конце 19 века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для портретов - все, что могло найти спрос в городе.

Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым своеобразием. Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой, цвет.

В рязанских землях процветали различные ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же, в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.

Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка. Но сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков.
Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были иконы, посвященные Николе Радовицкому, любимому местному святому. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Монастырь был основан еще при Иване Грозном иноком ИоноюРогожей в месте явления ему образа святого Николая. В 1825 году там был построен новый Никольский собор, привлекавший многочисленных богомольцев. Для них изготавливались иконы и образки, в том числе и берестяные, с изображением святого Николая Радовицкого.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Это берестяной промысел Нижнего Тагила. Он впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17 веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья 18-19 столетия. Бурачное производство на Урале известно издавна. Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали. Бураки украшались тисненым узором. Самыми распространенными мотивами были розетки, полоски, бусинки. Из них составлялись геометрические затейливые композиции, которые затем раскрашивались в яркие цвета.

В Нижнем Тагиле сочетали тиснение с росписью. Существовал даже особый тип бурака под названием "крестьянский". Он был расцвечен ярким цветочным узором. Особенно любили букеты из больших цветов и роз. Они повторяли многочисленных вариантах излюбленные мотивы прикладного искусства 18-19 веков. Таким нарядным букетом на ярком зеленом фоне украшали даже простую рыбацкую принадлежность - мормышницу для червей.

Часто тисненая береста сочеталась с росписью. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала. В больших берестяных туесах солили грибы, хранили мед.
Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора ягод. Эти предметы украшались ярким якутским орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари и посуды. Изготовлением посуды обычно занимались женщины. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба на сколотень сначала надевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.
Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир. Эти предметы украшались традиционным якутским орнаментом. Для него использовались различные приемы: аппликация из кожи, раскрашивание в разные сажи. Черную краску получали из обычной сажи. Плоскодонные коробки делались из простого куска бересты, белым слоем наружу, углы складывались конвертом. Внутри их часто украшали легкой гравировкой. Они служили тарелками, чашками, ковшиками для воды. Изготовлением такой посуды обычно занимались женщины.
В последнее время возникают и новые промыслы художественной обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства народов Сибири.

1.3. Сроки и особенности заготовки бересты

Для изготовления изделий из бересты необходима береста, ровная, гладкая, без сучковатых наплывов и наростов. Сразу скажем о том, что заготавливать бересту можно только во время плановых рубок деревьев. Растущие деревья для заготовки бересты ни в коем случае нельзя: снятие коры с живого дерева ведет к его гибели. Заготавливают бересту в конце мая начале июня. В это время береста увлажняется от тока воды внутри дерева, и легко отслаивается без срывов и трещин. В другое время снять бересту практически невозможно. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая одежда. Береста по своим качествам бывает, различна, По наблюдениям специалистов - берестянщиков, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где она произрастает, от здоровья березы. На молодых березах (3-4 года) бересты совсем нет. На березах 12-15 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, с трещинами и толщиной 75-100 см. в обхвате. С берез, растущих на слишком сырых болотистых местах, береста получается не прочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.