Смекни!
smekni.com

Знакомство с народной культурой школьников при работе с берестой на кружковых занятиях (стр. 7 из 9)

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, необходимо сделать по нему выкройку рубашки из плотной бумаги с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижние края отступали от краев сколотня на 3-5 сантиметров. Затем обернуть бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой край. Этот запас необходим для изготовления замка. Если выкройка плотно прилегает к сколотню. А края не перекошены – выкройка рубашки сделана правильно. Наложить выкройку на кусок пластовой бересты и обвести ее шилом с закругленным концом или карандашом. Положить бересту на доску, и резаком с помощью металлической линейки сделать прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. Надев готовую рубашку на сколотень, распарить его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согнуть два обруча и скрепить концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь завернуть распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины нужно выпилить донышко, диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше внутреннего диаметра туеска. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь необходимо распарить. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилить из еловой или кедровой доски с небольшим запасом, за тем осторожно срезая ножом края, необходимо подогнать ее к туеску, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеска. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки надо выбрать, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-либо продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок необходимо вырезать ножом или выточить на токарном станке, вставить в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забить для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверливается под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распаривается слегка проструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставить его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить. Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Не зависимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего делают по руке взрослого человека. Из ивовой древесины необходимо выстругать заготовку ручки. В крышке выдолбить два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратить внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которых размечены отверстия. Заготовку ручки-дужки распарить в кипятке, осторожно согнуть в дугу и вставить концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки, нужно просверлить два отверстия, и стамеской придать им форму под клин. Из ели выстрогать клин и заколотить его в отверстие дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другие значение – располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будет наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес нужно налить в него воду и плотно закрыть крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясти его, раскачать, перевернуть верх дном. Если крышка подогнана правильно, туес с водой с честью выйдет из этого испытания. Из него не выльется ни капли воды. Крышка, и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давления воздуха. Соединение это настолько прочно, что в туесе можно выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в нем вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеска. Лишь тот, кто знает «секрет» может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. В место того чтобы тянуть ручку вверх. Ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Предназначенных только для сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Техника изготовления туеска состоит из работы над одной рубашкой. Поэтому в качестве заготовки берутся пластины бересты, на которых размечается высота и длинна окружности будущего туеска. По краям делается запас для замка. Замки бывают разных видов. Для того чтобы сделать их точно. Нужно нарисовать их на бумаге, положить их на бересту. Обвести и вырезать. Можно использовать и сшивной замок. Для этого на краях берестяных пластин разметить места отверстий и пробить их с помощью сечки. Через эти отверстия края туеска сшить тонкой берестяной лентой. Донышко и крышку изготовить по той же технологии что и для туесов предназначенных для жидкости.

Одной из интересных и доступных техник украшений берестяных изделий может служить расписная береста.Расписная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета. В росписи по бересте народные мастера использовали небольшое количество красок. Большое значение имел цвет фона, но довольно часто фон оставался чистым, при этом не скрывалась характерная фактура бересты. Среди расписанных берестяных изделий выделяются северодвинские туески из Пермогорья, устюжские туески и уральские бураки из Нижнего Тагила.

Сделанный вами туесок можно красиво расписать. Сначала следует попробовать рисовать на бумаге (чтобы неуверенной линией или мазком не испортить сделанной вещи), а затем уже переходить к работе на бересте. Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовить из смеси мела со столярным клеем и доводить до состояния густой сметаны. Грунт нанести тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разгладить его в углублениях. Для этого использовать не большой шпатель. Затем берестяное изделие посушить при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачистить мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакировать бересту необходимо дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи применяют клеевые и водорастворимые краски: темперу, гуашь. В качестве мотивов росписи могут быть те же цветы, бутоны, ветви, плоды, которые окружают вас на садовом участке. Все это придает рисунку большую живопись, выразительность и законченность. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16., а для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3.

2.3. Методическая программа занятий по художественной обработке бересты на кружковой работе

2.3.1 Пояснительная записка

В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Работать с берестой могут дети, начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок. Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, лапти). Старшая группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы, и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов, игрушки, туеса).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу ватман как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная, работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.