Смекни!
smekni.com

Знакомство с народной культурой школьников при работе с берестой на кружковых занятиях (стр. 6 из 9)

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу. Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из изготовления заготовок, изготовления орнамента, монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия. Изготовление заготовок включает расслоение бересты, нарезка полосок, разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д., далее постепенно усложняя рисунок. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое. Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

Плетение изделий из бересты были раньше очень популярны в крестьянском быту. В технике плетения изготовлялось большое количество разнообразных изделий. Самыми распространенными были корзины разных форм и размеров, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения продуктов. Для детей шли берестяные мячики, погремушки. Плетеные изделия нередко украшали теснением, резьбой росписью, использовали берестяные ленты разного цвета, благодаря чему получалась своеобразная мозаика. Ленточное плетение из бересты бывает двух видов: прямое – подобное полотняному переплетению в ткачестве и косое – с расположением лент под углом в 45 градусов. Оба эти вида плетения вполне могут быть освоены как взрослыми так детьми. Рассмотрим приемы работ в этой технике на конкретных изделиях. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия. Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет много качественного материала. Для того чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон. Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов /Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков". Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем - об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени/ в своем дневнике: "Никакая работа и мастерство мне так не полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки". Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: "Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка".

Эти техники просты, но дают возможность для достижения большого разнообразия узоров, обогащают поверхность выразительным рельефным рисунком. Эскиз поможет выбрать наиболее выразительный рисунок для тиснения.

Перед тиснением бересту размечают на полоски или квадраты, в которых штампиками будет, оттиснут рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем вверх. В объемные изделия нужно вложить деревянные бруски. Приложив необходимый по рисунку штампик, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом, делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка зависит от силы удара, от правильного прикладывания штампика к бересте.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом. Составив эскиз будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов; циркуля, линейки, шаблона. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина элементов одинаковая. Кроме выскабливания, можно использовать гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов с двух сторон поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты. Эти слои легко слоятся. В результате отслоится другой слой, отличающийся по цвету. Кроме готовых работ, тиснением и выскабливание (гравировкой) можно украсить полоску бересты, которую можно использовать в место закладки для книг или обложки для записной книжки.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, можно попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд, поражающий простотой мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет. А соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что не просвещенному, порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается воздушная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка. Внутренняя стенка должна быть без единой трещины ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная – быть красивой и нарядной. Не даром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой сочной росписью, другие – кружевным прорезным орнаментом. Для внутренней части туеса ну жен сколотень – это береста снятая со ствола целиком. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом. В это время она легко отслаивается от ствола. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней. С коротких один или два.