Смекни!
smekni.com

Зрелость (стр. 5 из 14)

3.1.2. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

Серьезная переоценка профессиональной карьеры, - времени, когда работники сообщают о более низком чувстве благополучия, чем в ранней или поздней взрослости. Та­кая переоценка вызвана рядом причин. Например, работающие могут обнаружить, что они продвигаются по службе не так быстро как ожидали, или работа менее привлекательна, чем они предполагали.

Одним из факторов, который может вынуждать людей среднего возраста резко изме­нить свое отношение к работе, да и саму работу, по мнению Левинсона, пережитый ими пе­реход середины жизни. Левинсон обнаружил, что после 40 лет у взрослых людей могут из­мениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении своей профессиональной карьеры. Левинсон объясняет эти изменения - возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения (8).

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью на той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения харак­тера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого профессионализма. Люди среднего возраста могут также менять работу вследствие «сгорания». Однако «сгорание на работе» ограничено рамками среднего возраста. На самом деле и процесс переоценивания устройства своей жизни, включая работу, не ограничивается средним возрастом. Просто ра­ботники старшего возраста меняют работу реже, чем молодые взрослые (8).

3.1.3. Безработица

Теперь поговорим о безработице. На мой взгляд - безработица, невозможность найти себе применение - одна из самых болезненных проблем взрослого человека.

Работа может косвенным образом повлиять на психическое здоровье человека. Ис­следование по проблемам безработицы, проведенные в США в период Великой депрессии в 1930-е годы, так и в 1980-е годы, в значительной степени смешивали влияние бедности, свя­занной с потерей работы, и влияние собственно безработицы. Оставшись без работы, чело­век не только становится беднее с материальной точки зрения, но лишается также предос­тавляемых работой косвенных выгод и преимуществ.

Люди, которых уволили или вынудили уйти на пенсию, часто сталкиваются с эмо­циональными проблемами, явно перемешивающимися с уменьшением их доходов. Многие при этом обнаруживают, что их самоуважение подорвано, а их Я-концепция разрушена. Ре­акции людей на потерю работу часто похожи на реакцию горя, вызываемую смертью люби­мого человека.

Горестные переживания, которые может вызвать вынужденная потеря работы, начи­нается с потрясения известием и отказа верить в случившееся, сменяющихся затем гневом, протестом и другими формами эмоциональной разрядки. Некоторые люди даже проходят через стадию торга, сходную с тем, что испытывают неизлечимо больные, умоляя (работо­дателя, супруга, Бога) дать им еще немного времени, предоставить им еще один шанс и т.д. за этой стадией могут последовать депрессия, избегание контактов с окружающими илипсихосоматические симптомы. Потерявшие работу люди могут быть сильно испуганы, ис­пытывать чувство вины по поводу случившегося и оказаться неспособными к участию в обычных повседневных делах, никак не связанных с работой. Переживание такого горя час­то имеет катарсический эффект. После того, как реакция горя прошла, безработный может начать приспосабливаться к своей потере, проявлять чувство надежды и переключить свою энергию на повторное самоутверждение в профессиональном мире (8).

Для людей среднего возраста потеря работы может быть тяжелее, чем для молодых взрослых. Во-первых, у человека среднего возраста с работой связана, вероятно, большая часть его идентичности. Во-вторых, чем старше человек, тем больше вероятности столк­нуться с возрастной дискриминацией, как при приеме на работу, так и при поступлении на курсы переподготовки. В-третьих, если удаётся найти новую работу, то она, как правило, ниже оплачивается и связана с более низким статусом, чем предыдущая. Люди, которым удалось, несмотря на отсутствие профессионального образования, дослужиться до опреде­ленного положения в своей фирме или организации, могут быть особенно уязвимы к потере своего места, поскольку их навыки часто имеют узкую специфику, определенную рамками этой фирмы или организации (8).

В целом, лучше всего справляются с потерей работы те, кто скопил достаточно денег для жизни в период безработицы, и имеет поддержку в лице родственников и друзей. Кроме того, они не обращают свой гнев во внутрь, считая себя неудачниками в профессиональной жизни (8).

Выводы: 1. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается всё то время, в течение которого человек занима­ется выбранным делом.

2. Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на системе акмеологических показателей, в которых должны быть определены личностный и деятельностный аспекты.

3. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменения. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере.

4. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу.

3.2. Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте.

К первичным побуждениям можно отнести альтруизм (сохранение вида), эгоизм (сохранение индивида), эмпатию. В со­четании с биологическими побуждениями — пищевой и половой мотивацией, исследовательской активностью, родительским ин­стинктом и инстинктом защиты территории — формируются пред­посылки многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости, агрессивности, стремления к домини­рованию и др. (21).

Из всего сказанного можно с известной долей уверенности сде­лать вывод о том, что среди врождённых видов внутренней ак­тивности человека (природных побудителей) наряду с биологи­ческими представлены и нравственные. В силу своей первично­сти они бессознательно определяют поведение человека.

Таким образом, мы можем говорить о природных предпосылках человечности. Эволюционное развитие человека как биологического и социального существа осуществляется в трёх направлениях: развитие объёма и структуры головного мозга и развитие умственных возможностей; развитие умственных возможностей и формирование первобытной морали и религии; развитие биологических и социальных (групповых) инстинктов.Отмеченные линии развития тесно взаимосвязаны и представляют целостный одновременный процесс происхождения человека и формирования человечности. При этом человечность представляется в двух формах: природной (врождённой) человечности, выступающей как условие и предпосылка нравственного поведения человека, приобретающей конкретное исполнение в зависимости от условий жизнедеятельности человека, и коллективной морали субъектом которой является сообщество и которая фиксирует в культуре этого сообщества. В процессах взаимодействия npиродной человечности и коллективной (социальной) морали прижизненно формируются нравственные качества конкретного человека, происходит формирование личности.

3.2.1. Истоки социальности и духовности

Если проследить становлениечеловека как социального существа, то необходимо констатировать, что он изначально формировался как социальное животное, следовательно, формировался под влиянием двух доминирующих начал: сохранения вида и сохранения индивида при доминировании инстинктов сохранения вида.

С точки зрения А.Бергсона, который доказал, что, наделив человека умом, природа внесла дисбаланс в гармонию инстинктов индивидуального и видового сохранения. Ум всегда эгоистичен, ум посоветует вначале стать эгоистом и именно в эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не oстановит. Ум изобретает орудия труда, благодаря уму человек ос­ваивает процесс их изготовления и учится применять орудия тру­да. Ум усиливает возможности человека в борьбе за существова­ние, обеспечивает прогресс обществу. Но в то же время ум уг­рожает нарушить в некоторых пунктах сплочённость общества, и если общество должно сохраниться, то необходимо, чтобы су­ществовал противовес уму, точнее, его индивидной ориентации. В качестве такого противовеса природа выбрала общественную мораль, воплощённую в обычаях и религии.

В определённой мере обычай занял место инстинкта, это со­циальный инстинкт общества. Инстинктивная мораль устанавли­вает поведение человека в его интересах и интересах сообщества.