Смекни!
smekni.com

Зрелость (стр. 6 из 14)

Принимая условия сообщества, индивид получает у него свою безопасность и жизнеспособность. Инстинктивная мораль решает одновременно задачи индивида и социального самосохранения. На начальных этапах развития человеческого сообщества мораль исчерпывается обычаем. В основе моральных обязанностей лежат общественные требования близкого для индивида сообщества. В мораль включены не только обязан­ность, но и некоторое эмоциональное состояние, обусловливаю­щее принятие морального требования, сопровождающее его выполнение или невыполнение. Возникнув как реакция на эгоис­тичность ума, правила морали не выполняются автоматически. Следование обычаю, традициям, норме всегда связано с напря­жением сил, так как всегда выступает как борьба социального требования и личностного интереса.

Вырастая из интересов сообщества, совокупность моральных требований характеризуется взаимосвязью, системностью. Поэто­му противоречие личного интереса и одной из моральных обя­занностей вызывает системную реакцию. Это противоречие пе­реживается как личностный конфликт с обществом в целом. Подобная реакция резко усиливает действенность каждого из мо­ральных требований.

И все же ум постоянно вступает в конфликт с социальностью человека. Ум в своих следствиях, в том числе и негативных, может завести человека как угодно далеко.

В стремлении обезопасить общество и повысить моральную си­лу запрета, последний воплощается в образе. Переход морального запрета в образ (Божества) осуществляется в процессе мифо­творчества. Природа предусмотрела возможность мифотворчест­ва в процессах воображения и на этой основе — переход мораль­ного запрета в божественный образ. Бог возник для того, чтобы запрещать, предупреждать или наказывать за моральное зло, которое индивид может нанести обществу. Индивид останавли­вается в стремлении нарушить обычай религиозным страхом на­казания, которому он будет подвергнут один. Первоначальный обы­чай — это вся мораль, а поскольку религия запрещает от него ук­лоняться, мораль совпадает по объему с первобытной религией. Таким образом, первобытная религия, совпадающая по объ­ему с моралью, выступает как мера предосторожности против опас­ности, которой подвергается общество, как только индивид на­чинает думать исключительно о себе. В религиоз­ном страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к обществу.

Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с табу, религиозным запретом, оказывает ог­ромное эмоциональное воздействие на субъекта.

Человек, прежде всего, должен жить. Поэтому организация его психики порождается необходимостью сохранения и развития ин­дивидуальной и социальной жизни, т.е. той функцией, которую психика должна реализовать в целях сохранения и развития жиз­ни. Природа функций учитывает и тот факт, что они должны осу­ществляться в обществе. Поэтому мышление человека одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминирует­ся моралью. Можно сказать, что мышление человека индивиду­ально и моральное (21).

Теперь позволительно поставить вопрос: «Можно ли на дан­ном этапе развития человечества говорить о духовности?»

Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте со­циальной сущности человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного интересов. Именно эта борьба рожда­ет понятия морального добра и зла. Социальность человека про­является, прежде всего, в совместной деятельности, частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В проти­воборстве с другими обществами (в военном проти­воборстве) требуется сплочённость, дисциплинированность, един­ство воли, взаимоподдержка.

Социальная сплочённость продиктована необходимостью за­щищаться от других. И общество высоко оценивает социальную сплочённость и качества, её обеспечивающие. Ум человека, с од­ной стороны, ведёт к изобретению новых орудий борьбы (оружия), совершенствует военное искусство, но, с другой стороны, в ми­нуты критической опасности выдает решения для индивиду­ального спасения. Именно в этой области начинают проявлять­ся социальная норма и обычай, реализующие поведение челове­ка. Именно в этой области общество создает культ героя и культ военного божества, покровительствующего войне. Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерст­во, жертвенность. Разум, действие которого направлено на спа­сение индивида, побеждается нравственными качествами, спо­собствующими сохранению общества. Смелость, героизм, жерт­венность и культ героя становятся ареной глубоких внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности. Во­енный подвиг, особенно если он сопряжён с жертвенностью во имя других, обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других есть выражение морального добра есть победа душевных сил, проявление духа.

Победа морального добра, подчиняющего разум, сопряжённая с жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональ­ным потрясением, мобилизацией всех сил организма. Это состояние внутренней борьбы морального добра или зла и разума, сопровождающееся эмоциональным переживанием, можно назвать ду­ховным состоянием (21).

Огромную роль в формировании духовности личности игра­ет духовная культура: искусство, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих отношений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфликты и пути их разреше­ния, раскрывающие высоту человеческого духа и низость паде­ния человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют за­глянуть за внешнюю картину жизни и созерцательно прикоснуть­ся к внутренней психической жизни. Но это особая созерцатель­ность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в контекст, пе­режить с героями горе и радость. Духовная культура представ­ляет собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму, создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия, которые могут помочь пре­одолеть пропасть между знанием и поведением, определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовно­сти или отдать предпочтение эгоистическому интересу.

Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает человеку определиться в поступке, а поступок — путь к лично­сти, путь к добру, к формированию собственной духовности.

Освоение духовной культуры определяет формирование лич­ностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним отнесем в первую очередь совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за со­циальную норму), стремление к творчеству, желание выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры опреде­ляет содержание морального сознания (21).

Выводы: 1. Общест­венная мораль и религия возникли практически одновременно на заре исторического становления человеческого сообщества.

2. В этот период мораль по объему совпадает с первобыт­ной религией.

3. Общественная мораль и религия выпол­няют охранительную функцию по отношению к обществу.

4. В основу психики природа заложила функциональную организацию, которая позволяет реализовывать различные дей­ствия (практические и идеальные).

5. Воображение высту­пает как природный механизм мифотворчества, перевода мораль­ного запрета в образ (Бога).

6. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно индивидуально и мо­рально.

7. Моральное поведение связано с эмоциональ­ным переживанием.

8. Приведённый анализ показывает, что духовность как свой­ство личности является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном обществе, духовность развива­ется на основе единства морали и религии. Это двуединое осно­вание духовности прослеживается до настоящего времени.

3.2.2. Основные периоды и факторы развития духовности

В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов: творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учёбу, социальную детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство, отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности ха­рактеризуется каждый из этих периодов, какова феноменология дyxa на разных этапах развития человека.

Детство отличается свободой и творчеством. Овладевая сво­им телом, ребенок накапливает волевой опыт, который раскры­вает перед ним путь свободы. На этом этапе у него ещё отсутст­вует моральное сознание и его диктат. Он делает, что хочет, а не что должен. В произвольных действиях постепенно формируется воля ребёнка — залог будущих свободных поступ­ков. Без произвольных поступков нет воли, нет свободной лич­ности.

В овладении своим телом, а в дальнейшем и произвольными действиями формируется не только воля, но и интеллект — ин­теллект практического действия. В совокупности знаний и ум­ственных действий интеллект совместно с волей создают усло­вия для проявления человека в качестве самостоятельной лич­ности (субъекта деятельности и общения). На этом этапе закла­дываются основы личности ребенка, которые будут проявлять­ся на всём жизненном пути.

Постепенное развитие интеллекта и воли проявляется в твор­честве ребенка и, прежде всего, в игре, которая выступает в ка­честве ведущего фактора развития в детстве. Исключительно важ­но, что объект игры частично берется из реального мира, а ча­стично (в большей степени) творится воображением (7). В игре ребенок свободен, действительность не подавляет его, он достаточно произвольно обращается с предме­тами внешнего мира. Игра есть свободное творчество, в котором ребёнок реализует себя и развивает свои способности. В игре ре­бёнок творит мир и социальные отношения, но одновременно ус­ваивает социальные отношения внешнего мира.