Смекни!
smekni.com

Зрелость (стр. 7 из 14)

В игре ребенок включается в систему человеческих отноше­ний. Но для межличностных отношений в игре характерны во­ображение и творчество, и вместе с тем эти отношения достаточ­но жёсткие. Соблюдение правил игры обязательно. Здесь мы на­блюдаем сочетание произвольности и детерминированности, сво­боды и ограничения, творчества и реализма (7).

Важнейшим фактором формирующейся духовности ребёнка является стремление к проникновению в сферу смыслов. В иг­ре ребёнок узнает смысл и роль предметов внешнего мира. Он осо­знаёт значение других детей, межличностных отношений и свою роль вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем и в жизни. В общении ребёнок узнает значения отдельных слов и выражений и таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к познанию сущности, предназна­чения, а затем ценности для себя и других определенных пред­метов, отношений, явлений.

Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Начавшись в детстве, процесс по­знания продолжается всю жизнь. При этом смысл предметов мо­жет меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в си­стеме новых отношений. Ребёнок переосмысливает и своё пове­дение, и свои личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

Значением и смыслом наделяются не только предметы иявления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует вы­делить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и право­судие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу (21).

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремит­ся все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, форми­руются моральное сознание, чувство ответственности за поступ­ки, развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вку­сы и запросы составляют определенную систему, складывается характер подростка. На смену игре в качестве ведущего факто­ра приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно от­метить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подхо­ды к осознанию мироздания, в частности религиозный.

Важнейшим фактором в отроческий период является поло­вое созревание. В этот период снижается продуктивность основ­ных психических функций, в яркой форме проявляется негати­визм и критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых призна­ков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время при­останавливается обычный рост различных органов тела. Но са­мые значительные перемены происходят в духовной жизни под­ростка. У подростка ру­шится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вку­сы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эго­центричным, всё вращается вокруг его личности. Вся жизнь под­ростка освящается мечтательностью.

Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение сво­их желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконеч­ным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» чувства, желания, пла­ны — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реаль­ностью, уверенность в праве жить своим миром и придаёт всем за­мыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подрост­ка от социального мира. Этот период имеет большой вкус к асоциальности — к уединению и одиночеству, к трагическому чувст­ву непонятости и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех.

Важно подчеркнуть ещё раз, что именно в этот период чело­век начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою противопоставленность соци­альному миру. И это имеет важнейшее значение для формиро­вания его духовности.

Юность — период жизненного определения и самоопределе­ния, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, героических решений, вре­мя увлечений и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отно­шения к миру и людям. Юность характеризуется сложившим­ся характером, моральной чистотой, определённым мировоззре­нием, в большинстве случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована. Юность стре­мится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не зна­ет границ, стремится познать всё, стремится к Абсолюту. Юность не думает о смерти и о вечности жизни. Она вся в делах и по­ступках. Юность нерасчётлива, ибо она богата и ей легко жерт­вовать всем. В интеллектуальном отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению. В юности формируются идеалы и вера в идеалы (героя, революцию, перестройку, свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь высокой духовностью.

В зрелой жизни человек достигает пиков духовности в момен­ты наивысших творческих достижений или жертвенных по­ступков, исполненных любви к другим, во имя веры в свои иде­алы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее лич­ность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается скорее через состояния отца и матери, братьев и се­стер, чем в своей сущности. Ребенок не связывает смерть с со­бой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском воз­расте смерть насыщается глубокими эмоциональными пережи­ваниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечно­сти жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшеству­ющей жизни. Многое из того, что казалось важным, теряет зна­чение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведе­ние человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усу­губляет тайну бытия человека, по-новому освещает смысл жиз­ни, иерархию задач, разрешаемых жизнью.

Выводы: 1. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемой как внутренний источник, как жизненная сила. Сво­бода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией.

2. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

3.Сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

4. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу.

5. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни.

4. Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его спо­собностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и шири­не охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентич­ность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе» (20).