Смекни!
smekni.com

Экологическая Психология (стр. 2 из 5)

· Анализ развития экологического сознания в процессе социогенеза (в мировой культуре в целом);

· Разработка типологии экологического сознания;

· Анализ развития экологического сознания в онтогенезе;

· Анализ механизмов формирования и функционирования экологического сознания;

· Анализ индивидуальной и групповой специфики экологического сознания и его развития;

· Разработка принципов и методов диагностики экологического сознания у разных групп населения.

Главная цель элективного курса экологическая психология – представить и показать феномен экологического сознания как новый тип мышления, как одну из ведущих тенденций развития современной науки в целом, как теоретическую и практическую стратегию деятельности человечества в целях устойчивого развития общества.

2.2. Ренессанс натуралистического типа сознания

Идея природы – это важнейший регулятивный принцип, задающий исходные методологические и онтологические концептуальные модели, которым ученые следуют в своих поисках. Эти регулятивные принципы играют роль социально-психологической и философско - теоретической стратегии, воплощающейся в научно – исследовательских программах. Природа в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм и качеств. Природа в более узком смысле – это объект исследований, объект естествознания и предмет художественного изображения. Основными характеристиками природы как всеобщего универсума являются: универсальность, законосообразность, развитие, самоорганизация, самодостаточность. Одной из главных тенденций современного этапа взаимодействия человечества и природы выступает переход от идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским концепция ноосферы.

В современном естествознании происходит переход к изучению сложных систем. В связи с новым радикальными преобразованиями в естествознании ХХ-го века возникает проблема формирования нового типа сознания и нового мировоззрения, отражающего как современное знание о природе, так и реальные жизненные способности людей. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин и И.Стенгерс совершенно справедливо отметили: «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы осознаем, что живем в плюралистическом мире». Многие специалисты отмечают факт возрождения феномена натуралистического сознания в научных, социально – психологических и философско – этико – эстетических концепциях природы. Натуралистическое сознание – это историческая традиция изучения природы, имеющая своими источниками античное мышление, мировосприятие эпохи Нового Времени и основные идеи века Просвещения. Натуралистическое сознание – это инвариантная компонента естественно – научных исследований. Натуралистическое – это специфическое мировоззрение естествоиспытателя, порождаемое непосредственным контактом с природой основанное на почтении к Природе, на благоговейном отношении к ней, на любви к природе. Благоговение перед Миром Природы, согласно натуралистическому мировосприятию – это жизненное важнейшее ощущение, пронизывающее жизнь и научную деятельность естествоиспытателя. Философы связывают этот феномен сознания с возрождением натурфилософского типа мышления. Но, тем не менее, с точки зрения экологической психологии, натуралистическое сознание – это один из видов экологического типа сознания: он включает психологический настрой личности, манеру чувствовать и думать, многогранное осмысление проблемы взаимодействия Человечества и Природы. «Это – необходимая компонента мироощущения, отражающая строй души, сопричастной природе, включающий ощущение человеком себя как живого существа в ряда других существ, а также в ряду других естественных тел Вселенной. Путь к Космосу преодолен для человека, воспринимающего себя как природное существо».

Рассмотрим примеры натуралистического сознания как инвариантной компоненты естественно-научного познания и специфического психолого-философского мировосприятия. Особый интерес в этом плане представляют труды Ж.Бюффона, М.В.Ломоносова, И.В.Гете. В.И.Вернадский писал в автобиографических записках, что перед поступлением в университет он с особой тщательностью прочитал и изучил труд Ж.Бюффона «Всеобщая и частная естественная история», вышедший в свет впервые в 1749 г. Этот энциклопедический труд, оказавший сольное воздействие на формирование научных интересов В.И.Вернадского, весь пронизан особым духом величия Природы с большой буквы, пропитан идеями натуралистического миропонимания «Природа всегда стремится к органической жизни более, - писал Бюффон, - и могущество Природы в этом «благоприятнейшем деянии» ничем не ограничено». В описании живого мира Земли Бюффон поставил на первое место животных, ибо животное, «по образу нашего понимания, есть совершеннейшее естества произведение, а человек изящнейшее». В книге «Бюффон для юношества» (1814 г.) представлено описание маленькой птички Медосос (муха-Птица или современная Колибри) как одного из самых совершенных и изящных произведений природы. В её наряде все цвета природы так удачно и гармонично сочетаются, что никакие драгоценные камни и металлы, обработанные лучшими мастерами, не могут сравниться с её великолепием и красотою. Бюффон писал, что Природа «…украсила её одну всеми дарами, которые достались в удел каждой птице порознь; легкость, быстрота, проворство, прелести, богатый убор, все это истощила она для своей любимицы. Изумруды, топазы, рубины блистают на ея одежде…» (11, с.85-86). Одним словом, заключил Бюффон свою характеристику маленькой птички, она представляет собой «крайней степени Величие Природы». Эти его высказывания как нельзя лучше характеризуют натуралистическое сознание и мировосприятие естествоиспытателя.

Научное творчество М.В.Ломоносова также проникнуто пафосом любви к природе, прославлением её могущества, гармонии и красоты. Его научно-философско-гуманистическое мировоззрение можно вполне назвать натуралистическим сознанием и мировосприятием. Он писал в работах по физической химии, что «натура тем паче всего удивительна», что в простоте своей многохитростна, и от малого числа причин большое многообразие качеств и явлений производит. Ломоносов подчеркивал, что нужно развивать не только прикладные науки, но и стремиться к глубокому познанию «естества», к раскрытию общих управляющих природой законов. Даже в оде «К Елизавете», как бы указывая на значение своих собственных теоретических изысканий, Ломоносов восклицает:

Открыты естества уставы,

Твоей умножат громкость славы.

Ломоносов-поэт не только прославил научное изучение Природы (Естества), но и сумел представить Истину в единстве научных понятий и художественных образов и средств. Его поэтическая мысль сама становится средством познания природы. Его внимание привлекают бурные и грозные процессы, непрестанно совершающиеся в «Натуре»: клокочут недра Земли, рождая металлы, извергают лаву огнедышащие вулканы, ревет неумолчный океан, где движутся ледяные горы, сверкает молния и на мачтах кораблей появляются таинственные огни св. Эльма. Мир еще далеко не познан. В «Вечернем размышлении о Божиим величестве при случае великого северного сияния» Ломоносов не только созерцает ночное небо, но и стремится познать закон «Натуры», и обсуждает по этому поводу различные гипотезы:

Что зыблет ясной ночью Луч?

Что тонкий пламень в твердь разит

Как молния без грозных туч

Стремится от Земли в зенит

Как может быть, чтоб мерзлый пер

Серди зимы рождал пожар (51, с. 214).

Чувство Космоса выражено у Ломоносова с необыкновенной глубиной и поэтической силой:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна (51, с. 213).

Необыкновенное сочетание художественно-исторического и научно-философского мышления позволяло Ломоносову глобоко проникнуть в тайны природы. Он ставил проблему даже в поэтических одах: «Но где ж, Натура, твой закон» (51, с. 214). «Размышления о Божиим величии…» и «Письмо о пользе стекла» принадлежат к числу наиболее значительных произведений научно-философской поэзии не только русской, но и мировой литературы. Рядом с ними можно поставить, может быть, только философскую поэму Лукреция Кара «О природе вещей». Натуралистическая поэзия М.В.Ломоносова несла в себе заряд жизнеутверждающего оптимизма.

Натуралистическое сознание было характерным явлением для миропонимания художников XVIII-го века – представителей реализма. В 1753 г. Вышла в свет книга английского художники У.Хогарта «Анализ красоты», которая была полной неожиданностью для всех, кто знал этого художника как прославленного сатирика. Красота доступна взорам, она всеми легко ощущается и воспринимается, но почти все попытки объяснить её причины оказались бесплодными. У.Хогарт выступил с новой теоретической концепцией Прекрасного. Источником наших представлений о Прекрасном, по его мнению, является сама Природа. Прежние художники базировались на идеалистической эстетике: прекрасное в искусстве есть результат следования канонам, сумме правил, формалистическому анализу старых художественных образцов, математическим пропорциям человеческого тела. У.Хогарт отказался от техники копирования с гипсовых моделей при создании своих картин. Он считал, что изучение природы во всем многообразии её форм гораздо полезнее для воспитания художника, чем копирование старых художественных образцов: «Я начал ставить природу выше лучших произведений искусства; в жизни я усматривал такие тонкости, какие превосходят высшие усилия подражания» (48, с. 27).