Смекни!
smekni.com

Экологическая Психология (стр. 4 из 5)

В.И. Вернадский писал в своих трудах, что в ходе создания концепции ноосферы имели большое значение, в основном, три исторических процесса развития научных знаний:

· Развитие математики за 6000 лет (логико-семиотическая рефлексия, аналитическая и синтетическая рефлексия);

· Создание научного аппарата системы природы и системы мысли из многочисленных систематизированных научных фактов (методологическая, интеррогативная рефлексия);

· Научное представление о положении Человека в Космосе (мировоззренческая внепарадигмальная рефлексия).

Эти конкретные примеры механизмов рефлексивного мышления служат стимулом для развития способностей к творческому мышлению. Практические задания могут быть такими:

а) изобразите картину мира с позиций экологического сознания;

б) постройте систему экологических ценностей по аналогии с общей системой социальных ценностей;

и т.д. Конкретные задания способствуют развитию экологически ориентированного типа мышления, способствуют культивированию рефлексии как одного из главных компонентов творческого мышления.

2.4. Социогенез экологического сознания

Исследование проблемы социогенеза экологического сознания позволяет выявить, с одной стороны, культурно-исторические источники современного экологического сознания; с другой стороны – выяснить психолого-педагогические особенности формирования экологического сознания в мировой культуре. В этом плане развитие экологического сознания характеризуется по трем параметром:

1. Психологическая противопоставленность или включенность (человек господствует над природой или он – её составная часть);

2. «Объектное-субъектное» восприятие природы (природа воспринимается или как объект воздействия, или как субъект взаимодействия);

3. «Прагматический-непрагматический» характер взаимодействия (природа – материальная ценность; или же она служит для удовлетворения духовных потребностей).

Экологические проблемы в их теоретическом и практическом аспектах выстраиваются в основном вокруг концепции взаимодействия Человечества и Природы. Своеобразие той или иной культуры в концентрированном виде проявляется через доминирующее в ней представление о Человеке и его месте в обществе и в целом в окружающем его мире. В биосфере конкурируют за экониши более трех тысяч видов культур, и каждая со своим мировоззрением, включающим концепцию Человека и Природы в глобальных масштабах. Так, например, культура Древнего Египта – образец гармонии человека и природы. Египетские храмы создавались в едином ансамбле с природой, но в то же время так, чтобы они утверждали силу и величие Человека-Творца. В философских учениях древних Индии и Китая характерным было субстанционально-генетическое тождество природы и человека. Территории Индии и Китая в древности населяли родовые общества, в которых природа воспринималась как органическое и социальное тело рода, а сам род воспринимался как природное тело. В своеобразном биосоциальном теле рода соединялись в неразрывное единство целостная сущность природы и социоантропоморфная сущность рода. Мировоззренческая интерпретация биосоциального тождества природы и человека привела к выделению основных направлений в древнеиндийской и древнекитайской философии и к построению гносео-онтологической структуры философского знания. Интеллектуальная традиция древнегреческих философских учений также имела своим основанием единую картину мира, цельного во всех своих взаимосвязях, где не было пропасти между человеком и Миром Природы.

С развитием научного метода познания происходит отчуждение между человеком и природой – всякое одушевленное начало исчезает из единой картины Космоса. В эпоху Возрождения в результате научной революции Коперника-Ньютона-Галилея человек как бы превратился в стороннего наблюдателя. Значит, сформировавшееся в европейской культуре новое научное мировосприятие, ярким представителем которого был французский рационализм, утеряло ту цельность, то единство Человека и Природы, которое было характерно для культуры древних эллинов. Как справедливо отметил основатель кружка любомудров В.Ф.Одоевский, рационализм подвел нас к вратам мудрости, но не ему дано их нам открыть.

В XIX-м веке появилось новое умонастроение, в красках которого человек становится активным действующим лицом и неотъемлемой составной частью всего Космоса. Это мировоззрение получило название «Русский космизм» и является одной из важнейших страниц в истории отечественно и мировой естественно-научной и философско-психологической мысли. В учении В.И.Вернадского о ноосфере была возрождена та гуманистическая традиция, которая легла в саму основу европейской цивилизации – восприятие человека и природы в их нерасторжимой связи и в единстве. Традиции русского космизма оказали огромнейшее влияние на формирование различных областей современного экологического знания, на процесс превращения экологии из науки фактов в теоретическое знание – в науку идей и теоретических концепций.

Из всех видов экологического знания исторически и семантически раньше других родилась экология человека. Тип мышления в направлении «География человека – экология человека – социология» сформировался в трудах А.Конта в 1873 г. Под названием «Биология человека» это научное направление развивалось в работах И.И.Мечникова, например, его «Этюды о природе человека» (1903 г.). Именно биологи, а конкретно Э.Геккель, определяют экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде (1866 г.). Социальная экология зародилась в работах А.Конта, развитых Д.Миллем и Г.Спесером, как раздел биологической экологии, исследующий общественных животных. В рмках биологической экологии современные исследователи выделяют: физиологическую экологию (экологию особей); популяционную экологию, экологию сообществ (биоценозов); экологию биогеоценозов (учение об экосистемах), биосферологию. Самостоятельно существует глобальная экология – учение о закономерностях развития экосферы Земли как планеты, взаимодействующей с Космосом. Д.С.Лихачев ввел термин «Экология культуры» для обозначения научной дисциплины, исследующей культурную среду обитания человека (вещественно-культурные и духовные ценности), закономерности её функционирования и воздействия на людей.



В социогенезе экологического сознания выделяются две тенденции: антропоцентрическая (человек – высшая ценность, природа – объект одностороннего воздействия, прагматизм по отношению к ней); экоцентрическая – коэволюция человека и природы – высшая ценность; природа как полноправный субъект во взаимодействии с человеком, которое носит непрагматический характер. Антропоцентрическая тенденция сформировалась в следующих исторических эпохах: архаическое сознание – античное мышление – христианство – картезианство. Архаическое сознание характеризуется высокой степенью психологической включенности Человека в Мир Природы; античное сознание противопоставляет человека всему миру природы; в средневековой культуре природа воспринималась только как объект; картезианство закрепило противопоставленность человека природе. Таким путем формировалось антропоцентрическое сознание. породившее отчужденность человека от природы, прагматическое отношение к ней. Экоцентрическое сознание развивалось в следующих этапах: «инвайроментализм» - русский космизм – биосферно-ноосферное учение В.И.Вернадского - универсальная этика. Со второй половины XIX ст. в США формируется новая общетеоретическая и мировоззренческая тенденция – инвайроментализм (рациональное природопользование, различные движения за качество среды обитания, гуманитарные исследования проблем взаимодействия общества со средой своего обитания). В это время в русской культуре развивается особый тип мышления и деятельности – русский космизм, который обосновал нравственную основу взаимодействия Человека с Природой. Идеи русского космизма получили дальнейшее развитие в биосферно-неосферном учении В.И.Вернадского.