Смекни!
smekni.com

Б.Раш: влияние физических причин на моральную способность (стр. 1 из 3)

БЕНДЖАМИН РАШ

Раш (Rush, Benjamin, 1745-1813) родился в семье ферме-

ра неподалеку от Филадельфии. Образование получил в колледже в

Нью-Джерси, а затем изучал медицину в 1766-1768 гг. в Эдин-

бургском университете под руководством д-ра Дж. Редмана и в

1768-1769 гг. в больнице в Лондоне. Сближение с Франклином и

общение с радикальными элементами ( во время пребывания в Лон-

доне ) способствовало развитию и укреплению у Раша республи-

канских взглядов. В 1769 г. Раш начал врачебную практику в Фи-

ладельфии, причем оказывал медицинскую помощь главным образом

бедноте. Одновременно в Филадельфийском колледже Раш занял

должность профессора химии, впервые учрежденную в колониях.

Результатом его преподавательской деятельности был курс лекций

"A syllabus of a Course of Lectures on Chemistry".

Общественная деятельность Раша в 70-е годы отмечена

прежде всего его выступлениями против рабства негров, и в

частности его известным "Обращением к жителям британских

поселений в Америке относительно рабовладения". В 1774г. Раш

был одним из главных организаторов Пенсильванского общества

содействия отмены рабства негров, президентом которого он

стал в 1803 г. Научная и общественная деятельность Раша при-

вела его в основанное Франклином Американское философское

общество. В своих выступлениях по политическим вопросам Раш

неуклонно отстаивал интересы американских колоний против

посягательств со стороны Англии. С первых же дней борьбы за

независимость Раш принял активное участие в революционных

событиях.

По своим философским взглядам Раш принадлежал к правому

крылу деистического направления в американском Просвещении.

Хотя в центре внимания Раша физические факторы, он вовсе не

игнорирует в своих работах факторов социальных, отмечая вли-

яние на нравственность различных ступеней общественного раз-

вития, экономики, государственного строя, профессиональных

различий. Этики Раша очень близка к материалистической:

обоснование естественного происхождения и сущности

нравственности и выяснение физических и социальных причин ее

изменения и дифференциации - отличительная черта подхода ма-

териалистов к вопросам этики. Творчество Раша отмечено эк-

лектизмом и попытками примирить науку с религией. Поэтому не

удивительно,что он отрицательно отнесся к антирилигиозному

труду Пейна "Век разума ".

Влияние физических причин

на моральную способность.

Моральной способностью я называю способность человечес-

кого духа различать добро и зло, или, другими словами, доб-

родетель и порок, и делать выбор между ними. Это врожденный

принцип, и, хотя его можно усовершенствовать путем опыта и

размышления, он не вытекает ни из того, ни из другого.

Метафизики давно уже спорят между собой о том, где же

находится совесть - в воле или в рассудке. Этот спор можно

различить, лишь признав, что воля - местоприбывание мораль-

ной способности, рассудок - местоприбывание совести. Таинс-

твенная природа единения обоих этих нравственных начал с во-

лей и рассудком - это уже тема, не относящаяся к предмету

настоящего исследования.

Поскольку я считаю, что добродетель и порок состоят в

действиях, а не в рассуждениях, и поскольку источник этих

действий не совесть, а воля, я ограничу свое исследование

главным образом влиянием физических причин на моральную спо-

собность духа, связанную с волением, хотя, как я докажу это

ниже, многие из этих причин действуют также на совесть. Сос-

тояние моральной способности проявляется в поступках, влияю-

щих на благосостояние общества. Состояние совести незаметно

и потому находится за пределами нашего исследования.

(401-402)

Для того чтобы пояснить наглядными примерами влияние

физических причин на моральную способность, необходимо преж-

де всего показать их воздействие на память, на воображение и

на способность суждения. В то же время следует указать на

аналогию между их воздействием на умственные способности и

на моральную способность.

1. Мы замечаем связь между умственными способностями и

степенью плотности и твердости мозга в младенческом и детс-

ком возрасте. Такая же связь была установлена установлена

между силой и развитием моральной способности у детей.

2. Мы замечаем связь между размером мозга и определен-

ными чертами лица.

3. Мы замечаем в некоторых семьях наследственный харак-

тер умственных способностей определенной силы.

4. Мы наблюдаем случаи полного отсутствия памяти, вооб-

ражения и способности суждения либо вследствие врожденного

изьяна в мозговом веществе, либо под влиянием физических

причин.

(403-404)

Совесть подобно мудрому и преданному законодательному

совету осуществляет контроль над моральной способностью и

таким образом предотвращает роковые последствия безнравс-

твенных поступков.

Я предвижу возражение учению о влияния физических при-

чин на моральную способность, поскольку полагают, что оно

поддерживает мнение о материальности души. Однако я не вижу,

почему это учение должно побудить нас решить вопрос о приро-

де души в большей степени, чем факты, доказывающие влияние

физических причин на память, воображение или способность

суждения. В то же время мне хотелось бы в связи с этим отме-

тить, что все авторы, признававшие бессмертие души, причини-

ли большой вред этой истине, непременно связываю ее с нема-

териальностью. Бессмертие души зависит от воли бога, а не от

предполагаемых свойств духа. Материя по самой своей природе

столь же бессмертна, как и дух. С помощью тепла и смесей ей

можно придать различные формы; однако для ее уничтожения

требуется та же рука всевышнего, которая создала ее. Я не

знаю иных доводов, доказывающих бессмертие души, кроме по-

черпнутых из христианского откровения. Утверждать, что душа

бессмертна ввиду ее безграничной способности к знаниям и

счастью или ее страха перед уничтожением, было бы не более

разумно, чем заявлять, что океан бессмертен ввиду его безг-

раничной возможности вмещать любую массу воды или что мы

должны вечно жить в этом мире, поскольку мы боимся смерти.

(412)

Несущественно, как именно воздействуют перечисляемые

ниже физические причины на моральную способность - через

посредство чувств, страстей, памяти или воображения. Их вли-

яние одинаково бесспорно, действуют ли они как отдаленные

причины, или как предрасположения или как случайные причины.

1. Прежде всего следует обратить внимание на влияние

климата на моральную способность. Ре только у отдельных лиц,

но и у целых народов моральные качества, так же как и интел-

лектуальные, в значительной мере зависят от интенсивности

солнечных лучей, падающих на их территорию. Вспыльчивость,

легкомыслие, робость и леность в сочетании со случайными по-

рывами благожелательности суть моральные свойства жителей

стран с теплым климатом, тогда как эгоизм в сочетании с иск-

ренностью и честностью составляет моральное качество населе-

ния стран с холодным климатом. Условия погоды и времена года

также имеют явное влияние на моральное чувство.

2. Влияние режима питания на моральную способность бо-

лее бесспорно, хотя и менее исследовано, нежели воздействие

климата. Вместе с тем не только количество, но и качество

пищи оказывает влияние на нравственность; так, мы находим,

что упомянутые нами выше моральные болезни чаще всего возни-

кают вследствие потребления животных продуктов.

3. Ре менее заметно влияние некоторых напитков на мо-

ральную способность, чем на умственные способности. Хмельные

напитки хорошего качества, если пить их в умеренном коли-

честве, благоприятствуют таким добродетелям, как искрен-

ность, благожелательность и щедрость. Однако чрезмерное их

количество или плохое качество даже при умеренном их потреб-

лении почти всегда приводят к тому, что всякая скрытая искра

порока разгорается.

4.Сильный голод оказывает наиболее вредное влияние на

моральное чувство. Несущественно, действует ли он размягчаю-

ще на твердые вещества или окисляюще на жидкие вещества или

же на те и другие одновременно.

5.Выше, разьясняя аналогию между влиянием болезней на

интеллект и на моральную способность, я указывал, что пос-

ледняя часто нарушалась лихорадкой и умопомешательством. К

этому утверждению я хочу здесь добавить, что не только умо-

помешательство,но и истерия и ипохондрия, а также идеопати-

ческие или симптоматические состояния организма, сопровожда-

ющиеся чрезвычайной раздражительностью, чувствительностью,

оцепенением, остолбенением или возбудимостью нервной систе-

мы, предрасполагают к порокам физическим и духовным.

6.Леность - источник всех пороков. Она упоминается в

Ветхом завете как одна из причин, предрасполагавших к поро-

кам жителей равнинных местностей. Всякий труд способствует

проявлению добродетели. Сельская жизнь протекает счастливо

главным образом потому, что тяжелые работы благоприятствуют

добродетели и не располагают к порокам. Мне рассказывали,

что плантаторы в южных штатах отправляют в поле на тяжелые

работы домашних рабов, испорченных леностью, с целью их исп-

равления. Исправительные и работные дома во всех цивилизо-

ванных странах показывают, что труд служит не только весьма

суровым, но и наиболее благим из всех мер наказания, пос-

кольку он одно из наиболее действенных средств исправления.

7.Влияние неумеренного сна тесно связано с воздействием

лености на моральную способность; мы видим поэтому, что уме-

ренная и даже ограниченная продолжительность сна во всех

странах мира благоприятна не только для состояния здоровья и