Смекни!
smekni.com

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы (стр. 10 из 19)

Если же он будет потирать ладони медленно, говоря тоже самое, он покажется вам хитрым и нечестным, у вас возникнет ощущение, что сделка будет выгодна скорее ему, чем вам.

С первого взгляда это может показаться доверительным жестом, поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Исследования же этого жеста свидетельствует о том, что он означает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Чем выше сцепленные руки, тем сильнее негативные чувства, испытываемые человеком.

Шпилеобразное положение рук

Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди, лица, занимающие руководящие должности.

Жест самоуверенности.

Имеет два варианта: 1) шпилем вверх – когда говорящий излагает свои мысли, озвучивает свое мнение. Часто используется управленцами в момент, когда они отдают распоряжения подчиненным.

2) шпилем вниз – когда человек не говорит, а слушает.

Закладывание рук за спину

Было замечено, что многие мужчины - члены Британской королевской семьи - имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Но не только члены английского королевского семейства используют этот жест, он характерен для королевских династий многих стран. В обыденной жизни этот жест используется полицейским на дежурстве, директором местной школы, проходящим через школьный двор, старшими военными чинами и людьми на ответстенных должностях. Поэтому это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые части тела, такие как желудок, сердце, горло. Эксперименты показали, что если в особо стрессовых ситуациях (таких как состояние итервьюируемого человека, ожидание приема у дантиста) принять такую позу, то вы почувствуете себя менее напряженным, более уверенным и даже властным.

Наши наблюдения показывают, что полицейские, вооруженные огнестрельным оружием, редко закладывают руки за спину, но зато часто используют агрессивный жест "руки на бедра". Создается впечатление, что оружие само по себе придает человеку весомость, поэтому необходимость в подтверждении важности своей персоны дополнительным жестом отпадет.

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать ее от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. «Взять себя в руки».

Акцентирование больших пальцевВ учении гадания по руке большой палец обозначает силу характера и эго личности.Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека.Ухаживающий за женщиной мужчина использует этот жест в ее присутствии.

Люди, носящие новую привлекательную одежду, чаще используют этот жест, чем люди, одетые в устаревшую и несовременную.

Большие пальцы, обозначающие превосходство, становя более красноречивым жестом в случае, если человек говорит совершенно противоположные жесту слова.

Другой популярный жест - скрещенные на груди вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жестпередает двойной сигнал - первый о негативном или оборонительном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства (выраженное большими пальцами рук). Человек, прибегает к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцам стоячего положения характерно покачивание на каблуках.

Тема: Понятие и функции общения.

1. Понятие общения и общительности.

2. Функции общения.

3. Субъективные предпосылки общения.

1. Дома и на работе, в транспорте и на улице, с родными и сослуживцами, со знакомыми и незнакомыми — всюду возникают взаимоотношения между людьми.

Общение входит в нашу жизнь рано. Мать улыбает­ся двухмесячному малышу — он гулит, это уже общение. Влюбленные глаза молодых супругов, пришедших в загс, и отчужденность на лицах его и ее, когда брак расторгает­ся — тоже общение. Деловое совещание и разговор при­ятелей, семейный вечерний стол и официальное торжест­во в школьном классе, разговор с продавцом в магазине, дружеская компания людей, знакомых много лет, и встретившихся в поезде попутчиков — все это нескончае­мая, бесконечная цепь процесса общения. В нем, как и в созидательной деятельности человека, проявляется его духовное начало.

Если вы проанализируете свою жизнь, то убедитесь, что, наряду с поистине приятными минутами, общение доставляет иногда и массу неприятностей.

Трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а главное, весьма деликатную, порой, трудноуловимую, чем общение.

Осмыслите свой личный опыт взаимоотношений с другими людьми: всегда ли общение приносило вам удов­летворение? Если нет, то почему? Встречались люди грубые, нетактичные, неделикатные, неприятные, неакку­ратные. Исследования свидетельствуют о том, что много­численные конфликты в семьях, на производстве, в вос­питании детей возникают из-за отсутствия культуры об­щения.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Многочисленным исследованиями, проведенными в нашей стране и за рубежом, установлено, что общитель­ность, как личностное свойство, включает в себя:

— устойчивую потребность в общении с людьми;

— чувство социального сродства, желание нахо­диться среди людей;

— альтруистические тенденции и установки — на­правленность на других людей.

По характеру общительности люди подразделяются на различные типы.

Есть люди общительные. Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собеседника, успешно создают плодо­творную психологическую атмосферу для общения, хоро­шо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с не­знакомыми людьми, не испытывая чувства стеснения и неловкости. Более того, они обладают своеобразным та­лантом общения — как бы притягивают к себе, вызывают желание разговаривать с ними, просто находиться в их об­ществе. Они обаятельны, причем нередко именно в обще­нии. Это, так называемый, идеальный тип.

Вот каким видится портрет «гения общения» извест­ному психотерапевту В. Леви:

«...Огромное любопытство, колоссаль­ная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого... С непостижимой легкостью вжива­ется в чужие судьбы, характеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей собственной. Поразительная человекосовместимость...

Минус тревожность. При всей живости и подвижно­сти — этот человек на редкость спокоен... Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключе­ния внимания, доверчивость, свобода в поведении...

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого знакомого... В контакте саморегуляция — высо­кая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малей­шие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения... Сопутствующие качества: ловкость, тактич­ность, находчивость, остроумие...

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, пре­восходный рассказчик... Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.

Плюс оптимизм...

Минус предвзятость...

Плюс предвидение...

Плюс симпатии...»

Есть и другой тип людей. Они, хотя и малоинициа­тивны в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимодействия, скорее как бы присутствуют в контексте общения, чем са­ми общаются. Они общаются во-вторых, а поддерживают общение во-первых. И удивительное дело! Нам с ними хорошо. И знаете почему? Прежде всего пото­му, что они умеют слушать. Такие люди поддерживают нить общения внешне обычными фразами и несложными репликами, типа: «Да вы что?», «Правда?», «А что он сказал?», «Ну да?», «Ты смотри!» и т. д. и т. п.

Интенсивность общения целиком зависит от вас, а со­беседник как бы аккомпанирует в общении, в котором вы солируете. И все-таки такие люди приятны — они помо­гают выговориться, как правило, деликатны, порой до застенчивости. Этот тип общительности характеризует одно весьма важное свойство, чрезвычайно значимое для общения — умение чувствовать другого человека.

Еще один тип - это люди с гипертрофированной функцией общения, которая буквально «захлестывает» человека. Этот тип вам хорошо знаком, его представители — люди общительные до неприятного. Они постоянно стре­мятся во что бы то ни стало быть в центре общения, загова­ривают на любую тему и всегда готовы беседовать о чем хо­тите, но при непременном условии: ЦЕНТРОМ ОБЩЕ­НИЯ обязательно будут они. Для них это самое главное. Общение должно исходить от них, темы разговоров пред­лагаться ими, регулирование общения осуществляться ими. Разговор на любую тему они стремятся замкнуть на себе. Это может выглядеть приблизительно так: скажем, вы рассказываете, как провели лето, а суперобщительный тип перебивает вас фразой: «Ага, со мной тоже так было...» И далее идет рассказ о нем самом. Таким людям по­стоянно хочется, чтобы сейчас, сию минуту внимали обя­зательно им. Они сами, как правило, плохие слушатели. Вы с таким типом разговариваете, а у него в глазах как будто электронное табло вспыхивает: «Ну, подожди, дай же мне сказать». Они могут даже раздражаться, если им долго не дают выпустить «коммуникативный пар». И только когда это произойдет, несколько успокаиваются, но, как правило, ненадолго. Особенно тяжело, если такой человек стремится непременно стать «душой общества», ну, скажем, в компании, собравшейся отметить какое-то событие. Он непременно буквально давит на всех своей инициативой в общении и нередко разрушает хорошую ат­мосферу торжества. Знаком ли вам такой тип людей? А са­мое главное — не принадлежите ли вы сами к нему?