Смекни!
smekni.com

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы (стр. 17 из 19)

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками.

Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общать­ся с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании.

В 1891 г. она стала Ге­неральным секретарем Благотворительного общества и прора­ботала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантро­пии (в настоящее время это факультет социальной работы Ко­лумбийского университета).

В 1909 г. она назначается директо­ром Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 г. у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с кол­леджем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году.

Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа, — которой она посвятила всю свою жизнь.

В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворитель­ных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» —«плохих» бедных. Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальны­ми особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.). Однако отношения, цен­ности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирую­щая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации [7. — С. 45 — 47].

Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника своди­лась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (casework) — инди­видуальной работы. Метод кейсворк предполагал предваритель­ное изучение условий жизни нуждающихся и их семей.

М.Рич­монд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индиви­дуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социо­логический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М.Ричмонд не удается решить эту проблему.

В 1917 г. она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике соци­альных работников.

На окончательное оформление данных подходов повлияли, по мнению исследователей, следующие факторы.

1. Прежде всего следует назвать работы З.Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачу­сетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анали­за случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем ин­дивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

2. Другим фактором стала дискуссия о социальном реформирова­нии, которую возглавила Джеймс Аддамс, положившая начало социальной работе как практике. Она с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Ее деятельность тре­бовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законода­тельства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование обще­ства и социальное законодательство.

В некотором смысле процеду­ры, которые предлагались сторонниками Дж. Аддамс, были нена­учными, они предполагали «погружение», что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать из­менять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффек­тивны, как подходы М. Ричмонд.

3. Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 г. бла­годаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная ра­бота профессией?». В ней обосновывается, что социальный работ­ник, осуществляя функции патронажа, не имеет своей специфи­ческой деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

2. В основу социальной работы М. Ричмонд была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом:


Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терми­нология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лече­ние», «клиент», но с новым семантическим значением.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приори­тетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа — это «искусство помощи», «ис­кусство лучшего регулирования социальных отношений, индиви­дуальности мужчины, женщины, ребенка».

Согласно ее концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться непосредственным - директивным и косвенным - недирективным лечебными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в не­посредственном взаимодействии — «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, вклю­чающих в себя:

· доверительные отношения,

· определенные пози­тивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,

· активизацию клиента в решении его соб­ственных проблем.

Доминирующими техниками в этой связи дол­жны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, че­стность, участие.

«Недирективное воздействие», т.е. косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окруже­нии клиента, на изменении среды его обитания.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент дол­жен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

· получение информации;

· диагноз(исследование состояния социального отклонения);

· прогноз(предположения перспективы улучшения);

· лечение(оказание помощи клиенту).

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагно­зах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и аль­тернатив и переход к методам воздействия и социально-психоло­гического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимо­действия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в техноло­гиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Рич­монд, получают рекомендации Христианского общественного союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают при­меняться в работах с группами и в сообществе.

«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужи­ло началом новой эры развития индивидуальной социальной рабо­ты.

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной ра­боты, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представле­ние о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особен­но важно для социальных работников. Окружающая среда, в кото­рой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой науч­ной схеме и логике.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежних подходов, «ум на ум», получают развитие другие, такие как «индивидуальное раз­витие», «регулирование человеческих отношений». Предметом изу­чения стали объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развиваю­щих личность, регулирующих социальное окружение.