Смекни!
smekni.com

Особенности гендерных ролей музыкантов (стр. 11 из 12)

Таким образом, стоит говорить о том, что чем более высока фемининная сторона девушек не музыкантов, тем менее ей свойственны такие эмоции как гнев презрение. Скорее всего, не зависимого от уровня гендерных ролей её эмоция будет связаны с радостью.

В группе юношей не музыкантов были выявлены следующие значения взаимосвязи гендерных ролей с личными особенностями, которые занесены в таблицу 2.4.4.

Таблица 2.4.4. Взаимосвязь гендерных ролей у юношей не музыкантов с их личностными особенностями

Юноши не музыканты
Маскулинность Фемининность Критические значения
r Уровень значимости r Уровень значимости
Депрессия 0,03 0,40 r 0,05=0,45 r 0,01= 0,57
Стресс 0,03 0,30
Шкала эмоций Интерес 0,48 0,05 -0,18
Радость 0,02 0,19
Удивление 0,15 0,04
Горе 0,39 -0,20
Гнев 0,36 -0,48 0,05
Отвращение -0,07 -0,68 0,01
Презрение 0,11 -0,59 0,01
Страх 0,30 -0,37
Стыд 0,09 -0,03
Вина 0,01 0,02
Самооценка Р1 0,21 0,32
Р2 0,13 0,30
Р3 0,16 0,32
Айзенк Интро-экстроверсия 0,10 0,31
Нейротизм -0,01 0,41
Тревожность Ситуативная 0,08 0,36
Личностная 0,12 0,38

Анализируя полученные данные отметим, что по маскулинности выявлена положительная взаимосвязь с интересом r = 0,48 (p ≤ 0,05), а по фемининности выявлена отрицательная взаимосвязь с гневом r = - 0,48 (p ≤ 0,05), отрицательная r = - 0,68 (p ≤ 0,01); презрением r = - 0,59 (p ≤ 0,01).

Таким образом, маскулинность (сила, мужественность) юношей не музыкантов связана с интересом. При этом, чем более данная группа лиц испытывает гнев, отвращение, презрении (в большей степени двух последних эмоций), тем менее они имеют уровень фемининности.


Выводы

Проведенное исследование раскрывает не только личностные особенности юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов, но и показывает особенности гендерных ролей, специфику различий гендерных ролей как музыкантов, так и не музыкантов, а также особенности взаимосвязи гендерных ролей с личностными особенностями. Обработка первичных данных показывает, что наиболее распространенная гендернная роль юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов является ярко выраженная андрогиния. Однако, процент встречаемости в разных группах фемининности и маскулинности чуть уступает андрогинности (см. прил. 1-4). При этом от 15% до 30% испытываемых разных групп в возрасте от 18 до 22 лет имеют не дифференцированную гендерную роль. Доминирующими эмоциями, в данных группах является интерес и радость. Что касается эмоциональной устойчивости, то более устойчивые юноши не музыканты, чем юноши музыканты, девушки музыканты и девушки не музыканты. Однако группа музыкантов отличается высокой личностной тревожностью. Также группа музыкантов отличается направленностью на внутренний мир у юношей и сочетание направленности на внутренний и внешний мир у девушек. В свою очередь не музыканты как юноши, так и девушки склонны направлять себя на внешний мир объектов, хотя чистыми экстровертами они не являются. Девушки и юноши музыканты имеют по-скромнее самооценку, чем девушки и юноши не музыканты. Относительно диагностики стресса можно сказать, что все группы не склонны доводить ситуацию до стрессовой, а следовательно контролируют происходящие события. При этом и девушки, юноши не музыканты и юноши музыканты страдают минимальной формой депрессии, а девушки музыканты выраженной (50% испытуемых). Дальнейшее исследование данных показывает, что девушки музыканты не зависимо от гендерной роли более склоны к депрессионным состояниям, а так же более женственны в сравнении с девушками не музыкантами. В свою очередь, девушки не музыканты отличаются своей высокой направленностью на общение, внешний мир объектов, нахождение контактов со стороны без особых трудностей, при этом, они ожидают к себе особого внимания, оценивая со стороны окружающих. Маскулинная сторона девушек не музыкантов на прямую связана с эмоциями, а фемининная прямо противоположно с гневом и презрением, а именно, чем более склонена девушка не музыкальной специальности испытывать гнев и презрение, тем менее у неё выражен уровень фемининности.

В отношении юношей отметим, что без выделения гендерных ролей, они тоже имеют свои отличительные черты. А именно юноши не музыканты отличатся большей женственностью, сильной, направленностью на деятельность, общительностью, а также ожиданием к своей личности оценивания со стороны. При этом их маскулинная сторона связана с интересом, а фемининная – прямо противоположно с гневом, отвращением, презрением. Так, можно предполагать, что в ситуации, когда юноша не музыкальной специальности проявляет интерес, то это связано с его маскулинными чертами.

В свою очередь юноши музыканты отличаются большим беспокойством, нервозностью, тревожностью, которая носит личностный характер. При этом их маскулинная сторона личности связана с эмоциями радости и гнева, а также с оцениванием со стороны, а фемининная – так же с радостью и прямо противоположно с горем.

Так, можно сказать, что если юноша не музыкант проявляя свои мужественные черты которые, как известно из литературы связаны с деятельностью, испытывая интерес, то юноша музыкант в данном случае вероятнее всего будет испытывать гнев и ожидать оценки со стороны. Разделив по гендерным ролям все группы для более подробного анализа, проследив, тем самым за особенностями различий, пришли к следующим выводам: фемининные девушки музыканты отличаются большей склонностью к стрессу и в подобных ситуациях находится в тревожном состоянии, которое темно связано с происходящими событиями, в сравнении в фемининными девушками не музыкантами. Выявленный факт не является неожиданным, т.к. специфика музыканта заключается в частых выступлениях среди большой и малой публики, что так или иначе связаны со стрессами, переживаниями, тревогой.

Из-за малого количества выявленных испытуемых юношей с фемининным типом гендерной роли, провести подобный анализ не удалось в связи с отсутствием табличных значений. Такая же ситуация имела место у девушек музыкантов, не музыкантов с маскулинным типом гендерной роли. Среди маскулинных юношей музыкантов и не музыкантов различий не выявлено.

Также различий не выявлено среди высоко андрогинных девушек музыкантов, не музыкантов.

Однако, высоко андрогинные юноши отличаются своим оцениванием других людей. Так соединяя в себе одинаково как женские, так и мужские черты, юноши музыканты склонны давать оценку другим людям о них и их поведении.

Имея не дифференцированную гендерную роль девушкам не музыкантам больше свойственно удивляться, а юношам не музыкантам – проявлять и испытывать гнев. В свою очередь девушки музыканты не дифференцированной гендерной роли склонны оценивать других людей, а юноши отличаются своей интровертностью, т.е. закрытостью от внешних обстоятельств.


Заключение

Многие авторы рассматривали и исследовали гендерные роли мужчин и женщин их идентичность по – разносу. Они раскрывают представления о маскулинности, фемининности и андрогинности как гендерных ролях и показывают необходимость их учета при суждении о тех или иных различиях между мужчина и женщинами. Так, маскулинность и фемининность являются представлениями о психически поведенческих свойствах для мужчин и женщин. Однако, некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими.

В.Е. Каган и Дж. Мани рассматривают «мужское», «женское» с точки зрения гормональной устроенности организма, в котором находятся как женские так и мужские гормоны.

О. Вейнингер писал в начале ХХ в. о бисексуальности каждого человека, который говорил о том, что все особенности мужского пола можно найти, хотя бы в слабом развитии и у женщин, а все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачатом виде. Его идея напоминает учения Юнга, который выделял как архетип коллективного бессознательного анима (воплощение женского начала в мужском бессознательном), анимус (мужского в женском).

Возникает теория андрогинности, утверждающая, что целостную личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогинность, т.е. сочетание женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем. Однако, эта теория имеет предшественника (в некотором аспекте) Платона. В его времена была распространена легенда о людях андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов.

Также гендерные роли изучала С. Бэм, Л. Лавин, Д. Ламбардо и многие другие.

С выделением гендерных ролей, мы можем сказать, что мужчины и женщины определенных гендерных ролей имеют свои характеристики.

Однако можно различать и другие специфические характеристики которые имеют люди занимающиеся определенным родом деятельности, а в данном случае музыкой. Так, например, в своей книге «Музыкальная психология» Петрушен В.И. приводит примеры высказываний отрывки из жизни выдающихся мастеров искусства прошлых столетий на основании которых делает заключение об отличительных особенностях музыкантов, суть которых определена заниженной самооценкой, т.к. их требовательность к себе превышает их оценку своих успехов, большим трудолюбием, терпением, впечатлительность, не практичность, импульсивность характера и т.д.