Смекни!
smekni.com

Особенности гендерных ролей музыкантов (стр. 6 из 12)

Следующая эмоция «Удивление» выражена в показателях: 15% испытуемых в группе девочек музыкантов и 20% испытуемых в группе девочек не музыкантов. В свою очередь, среди юношей музыкантов данная эмоция доминирующе распространилась у 20% испытуемых, а среди юношей не музыкантов у 5% испытуемых. При этом средние значения приблизительно ровные.

Показатель эмоции «Горе» в группе девочек не музыкантов представлен 35% испытуемых, а в группе девочек музыкантов - 15%. Так мы видим, что данная эмоция более распространена среди девочек не музыкантов. Что касается группы юношей, то следует заметить, что среди не музыкантов данная эмоция не нашла своё распространение, как доминирующая эмоция, в то время как среди музыкантов она встретилась среди 15% испытуемых.

Эмоция «Отвращение» в двух группах (музыканты, не музыканты девушки) имеет низкий показатель – 5% испытуемых. При этом среди юношей как музыкантов, так и не музыкантов данная эмоция не выявлена в форме доминирующей эмоции.

Таким же образом, с небольшой разницей, проявлен показатель эмоции «Стыд» в двух группах- 10% испытуемых, как среди юношей и девушек музыкантов, так и среди девушек не музыкантов.

Далее, следует обратить внимание на эмоцию «Вина». Она не является преобладающей эмоцией в двух группах, однако её показатели несколько различны. Так, показатель эмоции «Вины» в группе девочек не музыкантов равен 10% испытуемых, а в группе девушек музыкантов - 30% испытуемых. Доминирующая рассматриваемая эмоция не нашла своё распространение среди юношей музыкантов. Следовательно, можно сделать предположение, что чувство вины более характерно для девочек музыкантов.

Таким образом, как девушки, юноши музыканты, так и девушки, юноши не музыканты более подвержены, испытывать чувство радости, интерес к миру, к окружающим людям и вообще интерес как таковой. Эмоция «Горе» более характерна девочкам не музыкантам. Сравнивая данные полученные методом тестирования мы видим, что девушкам не музыкантом более характерно удивление, проявлять гнев, отвращение, страх. А девочкам музыкантам характерно чаще переживать вину. При этом, юношам музыкантам винить, и испытывать чувство вины совсем не характерно.

Эмоция «Стыд» характерна для двух групп (музыканты юноши и девушки, и не музыканты юноши и девушки), хотя и имеет низкий показатель. Такая эмоция как «Презрение» не была проявлена ни в одной из групп, а следовательно она возможно не возникает ни у девушек, юношей музыкантов, ни у девушек, юношей не музыкантов. В свою очередь отвращение не характерно для юношей как музыкантов, так не музыкантов. А чаще всего испытывать чувство страха характерно для группы музыкантов девушек и юношей.

2.2.5 Исследование тревожности и её видов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей

При исследовании тревожности использовался опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», состоящая из 2-х шкал («состояние-тревожность» и «свойство-тревожность»), каждая из которых включает по 20-ть пунктов с 4-мя альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был адаптирован Ю.Л. Ханиным. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным в опроснике. Испытуемым предлагалось прочитать внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе с права в зависимости от того, как каждый из них чувствовал себя в данный момент.

Ответы для шкалы ситуативной тревожности (СТ):

Нет, это не так – 1;

Пожалуй, так – 2;

Верно – 3;

Совершенно верно – 4;

Ответы для шкалы личностной тревожности (ЛТ):

Никогда – 1;

Иногда – 2;

Часто – 3;

Всегда – 4;

Обработка результатов – показатели ситуативной и личностной тревожности определяются как сумма балов, полученных с помощью ключа (зачеркнутому ответу присваивается соответствующий балл, а затем все эти балы суммируются). Общий суммарный показатель по каждой шкале может колебаться от 20 до 80-ти балов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. При показателях до 30-ти баллов – тревожность низкая, 31-44 – умеренная, 45 и выше – высокая. [17]

Проведённое исследование денной методики предоставляет данные, которые помещены в таблицу 2.2.5.

Таблица 2.2.5.Показатели типов тревожности у юношей и девушек музыкантов юношей и девушек не музыкантов

Тревожность
Типы тревожности ситуативная личностная
группы пол Числовой показатель Среднее значение % Числовой показатель Среднее значение %
Н С В Н С В Н С В Н С В
музыканты девушки 1 10 9 42,9 5 50 45 1 7 12 45,3 5 40 55
юноши 4 8 8 39,1 20 40 40 1 7 12 43,4 5 35 60
не музыканты девушки 4 11 5 40,2 20 55 25 1 10 9 45,4 5 50 45
юноши 6 9 5 37,1 30 45 25 2 12 6 39,8 10 60 30

Анализируя полученные данные, можно сказать, что у в группе девушек музыкантов личностная тревожность у большинства имеет высокий уровень значений (55% испытуемых), а ситуативная - средний уровень значений (50% испытуемых). При этом низкие значения как личностной, так и ситуативной тревожности встречаются крайне редко (у 5% испытуемых).

В группе девушек не музыкантов личностная и ситуативная тревожности имеют средний уровень (55% испытуемых по ситуативной тревожности, и 50% испытуемых по личностной тревожности). Следует отметить, что низкий уровень личностной тревожности (5% испытуемых) реже встречается, чем низкий уровень ситуативной тревожности (20% испытуемых).

В свою очередь, среди юношей музыкантов преобладающее число испытуемых относится к среднему (40% испытуемых) и высокому (40% испытуемых) уровням ситуативной и личностной (35% - средний уровень, 60% - высокий уровень) типам тревожности. А не музыканты – к среднему (45% испытуемых) и низкому (35% испытуемых) уровням ситуативной тревожности, и среднему (60% испытуемых) и высокому (30% испытуемых) личностной тревожности.

Таким образом, у девочек музыкантов и не музыкантов уровень ситуативной тревожности не превышает нормы, но личностно высоко тревожны - девушки музыканты, когда у девушек не музыкантов личностная тревожность опять не превышает нормы. Юноши музыканты высоко тревожны. Их тревожность носит личностный характер. Юноши не музыканты имеют как личностную, так и ситуативную тревожность не превыше нормы.

2.2.6 Исследование стресса юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей

Для исследования стресса использовалась методика « Диагностика состояния стресса», которая состоит из ряда вопросов. Испытуемому необходимо было выбрать номера тех вопросов, на которые он отвечает положительно. После, подсчитывается количество положительных ответов, каждому из которых присваивается 1 балл. Для каждой суммы баллов соответствует определённый уровень состояния стресса. Его отличает: 1) сдержанность и умение регулировать собственные эмоции; 2) не всегда сдержанность в стрессовых ситуациях; 3) не умение владеть собой, частая потеря самоконтроля. [16]

Проведя данную методику, нами были получены следующие результаты, которые наглядно представлены в таблице 2.2.6.

Таблица 2.2.6.Показатели стресса у юношей и девушек музыкантов юношей и девушек не музыкантов

Стресс
уровни низкий средний высокий
группы пол Средние значения % Средние значения % Средние значения %
музыканты девушки 2,3 75 1,93 25 - -
юноши 2,75 80 5,75 20 - -
не музыканты девушки 2,29 85 5,3 15 - -
юноши 1,94 85 5 15 - -

Рассмотрев полученные данные, отметим, что большинство испытуемых в группах музыкантов девушек и юношей и не музыкантов девушек и юношей имеют низкий уровень стресса. Однако больший показатель относится к группе девушкам не музыкантам- 85% испытуемых, в группе девушек музыкантов этот показатель равен 75% испытуемых. Соответственно, средний уровень стресса больший у девочек музыкантов- 25% испытуемых, чем у девушек не музыкантов- 15% испытуемых. Высокий уровень не выявлен ни у одной из групп. Так же стоит отметить, что несмотря на то, что юноши как музыканты, так и не музыканты имеют преобладающее число испытуемых низкий уровень стресса, высокие показатели низкого уровня относятся к группе юношам музыкантам.