Смекни!
smekni.com

Особенности гендерных ролей музыкантов (стр. 12 из 12)

Как показывает исследование на сегодняшний день, личность музыканта представляет собой внутриличностное соединение женских и мужских черт в равной степени, имеет адекватную самооценку, подвижную эмоциональную устойчивость, свойственно радоваться и проявлять интерес к жизни, людям и т.д., склонен к постоянным переживаниям, обобщении может чувствовать себя спокойно, комфортно, а может избегать его.

При этом девушкам музыкантам свойственно находиться в депрессивном состоянии, но не смотря на это они остаются в большей степени женственными. В свою очередь юношам музыкантам больше свойственна нервозность, тревожность личностного характера.

Различия касаются не только специфики рода занятия. Они, хотя и в малом количестве находят своё место и относительно гендерных ролей. Так феминные девушки музыканты отличаются высокой тревожностью, связанной с конкретной ситуацией, а также склонностью к стрессам. Имея не дифференцированную гендерную роль девушкам музыкантам свойственно проявлять интерес, к другим людям всячески оценивая их.

Различия между юношами музыкантами и не музыкантами маскулинного типа гендерной роли не выявлены однако высоко андрогинным юношам музыкантам больше свойственно оценивать других людей.

Как видно, в ситуации когда происходит разделения групп на группы различными по особенностям рода занятий то различий больше. Они касаются показателя стресса, интроверсии – экстраверсии, эмоциональной устойчивости и не устойчивости, ситуативной тревожности а также фемининности. когда мы говорим о гендерных ролях то различий меньше.

Так, все задачи дипломной работы были выполнены:

Была подобрана литература, методы исследования, выявлены личностные особенности музыкантом и не музыкантов и их гендерные роли, был сделан сравнительный анализ и определена взаимосвязь гендерных ролей юношей и девушек музыкантов не музыкантов с особенностями личности.

На сегодняшний день существует множество исследований, касающихся гендерной области психологии. Однако, исследования гендерных ролей музыкантов, которые были бы описаны в литературе, я не встретила. Поэтому, рассмотрим некоторые работы, относительно гендерных ролей связанных с различными тематиками.

Так, исследуя доминантность и склонность к риску, Е. Таслер (2001) выявила, что склонность к риску и доминантность положительно коррелирует с маскулинностью женщин и отрицательно – с фемининностью, и чем выше у них маскулинность, тем меньше они конформны. Этим же автором показано, что фемининных женщин по сравнению с маскулинными больше выражен фактор А (по Кеттелу), т.е. доброта, внимательность, мягкосердечность, фактор С (эмоциональная неустойчивость), фактор I (эмпатия, женственность, романтизм), фактор О (тревожность).

Исследование относительно пространственных способностей были сделаны К.Ренбоу и Г. Стенли, которые выявили, что маскулинизированные женщигы лучше справляются с тестами на математические способности.

Исследования, касающиеся свойств эмоциональности, проводимые В.Е. Каганом, указывают на то, что между феминными мужчинами и маскулинными женщинами различия в проявлении свойств эмоциональности значительно меньше, чем между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами. С другой стороны, фнмининные и мужчины, и женщины имеют более выраженные свойства эмоциональности, чем маскулинные мужичины и женщины. Наибольшие же различия выявлены между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами.

При рассмотрении вопроса о занятости женщин в той или иной профессиональной сфере нельзя не учитывать и того факта, что в зависимости от выраженности у них маскулинности – фемининности они могут иметь склонность к разным профессиям. Так, согласно Л. Терман и К. Майлз говорили о том, что выбор той или иной профессии мужчинами и женщинами связан с выраженностью у них маскулинности или фемининности. Это было выявлено и Е. Таслер (2001) на эмигрировавших в Германию женщинах. Так, женщины, с выраженной маскулинностью, были склонны к выбору профессий типа «вызов», т.е. связанных с конкуренцией, борьбой (в частности, предпринимательство); женщины с выраженной фемининность. Выбирали профессии типа «служение», т.е. традиционно считающиеся женскими.

Таким образом, становится очевидным, что простое сравнение мужских и женских групп является во многих случаях бесперспективным, так как на самом деле выявление половых различий должно основываться не столько на морфологических признаках (с учетом генетического пола), сколько с учетом гормонального пола, обуславливающего маскулинность, фемининность и андрогинность.

Что касается вопроса исследований музыкантов, отметим, что в этой области большинство исследований направлено на изучение музыкальных способностей, на изучение музыкального восприятия, изучение психофизиологических особенностей музыкально одаренных подростков, изучение музыкально-исполнительского мастерства и т.д.


Список литературы

1. Батаршев А.В. «Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

2. Бендас Т.В. «Гендерная психология» изд. Питер – 2005

3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб; М., 2001

4. «Введение в гендерные исследования» под ред. Костикова И.В. и др. – М.: Аспект Пресс 2005 г.

5. Дружинин В. Н. «Психология общих способностей – СПб: Издательство «Питер», 2000

6. Елисеев О.П. «Практикум по психологии личности». – СПб.:Питер, 2002.

7. Еникеев М.И. «Общая и социальная психология» Учебник для вузов. – М.: Издательство группа НОРМА – ИНФРА, 1999.

8. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» - СПб: Питер, 2002

9. Изард К.Э. «Психология эмоций»\Перевод с английского – СПб: Издательство «Питер», 2000.

10. Истратов О.Н. « Психодиагностика». – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

11. Клепиков О.И., Кучерявый И. Т. «Основы творческой личности»: - К. 1996

12. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теория личности» Питер, М., 2003

13. Наследов А.Д. «Математические методы психологического исследования». – СПб: Речь, 2004.

14. Основы психологии. Практикум\Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов Н\Д: изд-во «Феникс», 2000.

15. Петрушин В.Д. «Музыкальная психология». Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Академический Проект, 2006.

16. Практику по психологии состояний: Учебное пособие/под ред. Проф. А.О. Прохорова – СПб:Речь, 2004.

17. Психологические тесты \ под ред. А.А. Карелина: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАФРАФ – М», 2002.

19. Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии» Санкт-Петербург 2001

20. Словарь психолога-практика \ сост. С.Ю. Головин. – 2-е., пераб. И доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

21. Степанов С. «Популярная психология энциклопедия» - М.: Изд-во Эксмо, 2003

22. Шуман Р. « О музыке и музыкантах» Сб. статей: М., 1973