Смекни!
smekni.com

Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ (стр. 1 из 33)

1. Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте пс. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потр-ти.

Сознание – высший уровень пс. отражения действительности, присущий только чел-ку, в результате чего достигается познание и преобразование окр. дейст-ти.

Суть принципа ед-ва сознания и деят-ти заключ. в том, что деят-ть понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Деят-ть понимается как форма активности сознания.

Функция сознания заключается в формировании целей деят-ти, в предварительном мысленном построении д-ий и предвидений их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деят-ти чел-ка. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляет собой продукт развития личности и этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику чел-ка, является деят-ть. Чем более глубоко и подробно знаем мы жизненный путь чел-ка, ту деят-ть, которой он занимался, ее результаты, тем более точно и всесторонне мы м. оценить личность, а, следовательно - оказывать эффективное воздействие на нее.

С. и Д. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основное позитивное содержание положения о единстве С. и Д. заключается в утверждении и взаимосвязи и взаимообуслов-ти: Д. чел-а обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а последние, осуществляя регуляцию чел. Д-и и является условием их адекватного выполнения. Люди осуществляют ту или иную Д., психологическую структуру которой составляют общие цели, мотивы и способы. Вместе с тем Д. оказывает формирующее влияние на психику каждого чел-а, которая в свою очередь проявляется в Д. Поэтому анализ результатов Д. индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его Л.

Сознание и деят-ть – узловые понятия психологии как науки. Систематич. разработка принципа ед-ва С. и Д. началась в 30е г.г. XX в. (Ананьев, Леонтьев, Рубинштейн, Теплов и др.). Рубинштейн впервые выдвинул положение о ед-ве С. и Д.: «Д. и С. не есть два в разне стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое, не тождество, но единство». Данный принцип представляет собой конкретизацию принципа детерминизма, важным этапом в реализации которого стало создание Выготским культурно-исторической концепции.

Принцип детерминизма: означает, все сущ-ее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Все пс. явл-я понимаются как вторичное образование, как явл-я, обусловленные действительностью => при изучении пс. явл-й принцип детер-ма предполагает обязательное установление причин, которые вызвали эти явл-я. Детерминация (причинность)- генетическая связь явлений, порождение причиной последующего следствия. Детер-зм - это один из главных объяснительных принципов научного познания, он выступает в форме причинности (каузальности), как совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Виды детер-ма:

a. Системный детер-зм - это зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого.

b. Детер-зм обратной связи - это следствие воздействий на вызванную его причину.

c. Детер-зм статистический - при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности.

d. Целевой детер-зм - предваряющая результат цель, определяет процесс достижения.

2. Реализация системного подхода в психологических учениях

Система – соединение, составленное из частей.

Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов.

5 концепций, противоречащих принципу системности:

1. холизм (от греч. «целый, весь»)- это концепция обобщает фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало.

2. элементаризм - каждый из компонентов системы является самодостаточной величиной, т.е. они независимы др. от др.

3. эклектизм (от греч. «выбирающий»)- соединение разнородных, лишенных внутренних связей, несовместимых др. с др. идей и положений либо подменена одних логических оснований другими.

4. редукционизм - сводил целое к частям, либо сложные явления к простым.

5. внешний методологизм - высшая методология, управляет работой каждого элемента, организма, науки, каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов.

Концепции, реализующие принц, систем-ти:

1) Аристотель: 1ым в истории науч. мысли утвердилпринцип систем-ти. Душа представляется внешней по отношению к телу, она разделена на части, каждая из которых находится в разных органах тела. Организм –целостная система, которая зависит от движения частиц. Живое тело имеет физич. состав; в нем действие эл-тов соверш-ся по особым внутр. принципам, установленным организмом как целым, от к-ых зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое сущест-ние не из-за исчезновения одного из эл-тов, а по причине распада его системной организации.

2) Дуалистич. направл-е (17 в.) - здесь зарождается новый тип системного объяс-ния организма - модель Декарта: организм есть машина, образное работающее устройство. Здесь же происх. открытие рефлекторной природы повед-я.

3) Середина 18 в. – меняется весь строй представлений об организме. Организм и среда понимались как целостность. Дарвин: организм наделен изначально заложенной в нем целью, т.е. механизмом естеств. отбора. Клод Бернар: сущ-ет 2 среды: внеш. (физич.) и внутрен.; в них сущ-ют все живые эл-ты органич. тела. Гельмгольц: целостный пс. образ строится сенсомотор. механизмом. Сеченов Иван Михаил.: теория нейрорегуляции поведения целостного организма.

4) В сер. 19 в. – появ. психотерапевтические теории/ псих. школы. Фрейд описал защит. мех-мы, благодаря которым л-ть с ее влечениями способна выжить в соц. мире. Проблема научения - И.П.Павлов и Э.Торндайк очертили своими открытиями новую предметную область, названную поведением. Действующим лицом поведения выступил целостный организм. «Нельзя объяснить работу системы, не выяснив из каких блоков она состоит.»Гештальтизм - выдвинул идею о первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. «Поэтому нет нужды делить псих-ие операции на элементарные и высшие. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.»

Знаковая система Выготского - всякая система проходит 3 этапа:

· интерпсихол. - «я приказываю, а вы выполняете»

· экстрапсихол - «я начинаю говорить сам себе, т.е. действую про себя».

· Интрапсихол. - здесь есть 2 пункта мозга, которые возбуждаются извне и имеют тенденцию действовать в единой системе.

Сист-ть в рамках Пиаже: интеллект - система интериоризованных операций (д-ий) чел. организма. Сперва этот организм совершает внешние материал. действия, затем они превращаются в операции. В ходе развития ребенка совершается переход интел-та от сенсомот-х структур к структурам более высокого уровня: сперва к стадии конкретных умственных д-ий, затем к стадии, когда эти д-я превращ-ся в операции и возникает способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез. Операции отличаются тем, что они обратимы и скоординированы в системы.

Ломов рассм. псих. системы как целенаправленные и соц-но бусловленные, изменяющиеся в процессе индив. развития. Они проходят этапы последовательного усложнения, диффер-ции и трансформации своей структуры. Единым основанием, из которого развертываются псих. системы, явл. совмест. чел. деят-ть, включающая процессы общения.

3. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии

Для психологии эта категория имеет более широкое и фундаментальное значение, т.к. жизненный путь л-ти связан с деят-тью, в ней формируются профессионально-личностные особенности ч-ка. В Т-ях психологии, науки выделились отрасли, к-ые изучают психологическую специфику Д.-ти в данном виде труда:

педагогическая, операционная, инженерная, в к-ой описан круг черт Л-ти, за к-ую отвечает данная Д.-ть, которую она формирует.

Д.-ть - это наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, это целостный мотивированный акт поведения. Результатом Д-ти является динамика прежних отношений между субъектом потребности и её объектом, л-ть - это чел-к, взятый в системе таких его психологич. характеристик, к-ые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки чел-ка, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

Басов М. Я.работал в области педагогики и считал: "необходимо подняться над тем, что проявляется во внешних действиях, не механически объединить одно и другое, а включить качественно новую структуру деятельности". Рубинштейн - все психич. процессы формир-ся в Д-ти и Д-ю определяются. Компоненты деятельности:

1. Мотивы – близкие (далёкие), личностные, общие

2. Действия - осознанные акты, пред-ые (внешние), умственные (внутренние)

3. Цели - конечный результат

Существуют 2 способа выполнения Д-ти: 1)Умения - это самый элементарный уровень выполнения действий и мастерство чел-ка в данном виде Д-ти. 2)Навык - это устоявшийся способ выполнения действий. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении, 1-е личности происходит в игровой, учебной, трудовой деятельности. В исследовании Л-ти выделяют 3 периода :1)Философско-литературный (до 19 в.) концепция древних философов Гиппократа, Аристотеля. 2)Клинический (с 19 в. до серед. 20 в.) Фрейд, Юнг, Адлер. 3)Экспериментальный - методы для оценивания Л-ти - Айзенк, Кеттел. Структура Л-ти из 3 систем :1)Интроиндивидная (внутреняя: темперамент, характер, способности). 2)Интериндивидная (ч-к вбирает в себя кач-ва людей одной группы, в к-й он общается). 3)Метаиндивидная (вклады других людей в личность).