Смекни!
smekni.com

Психология личности (стр. 11 из 25)

Эго-ориентация. В теории Юнга присутствует обоснование двух типов направленности – экстраверсия и интраверсия. Обе ориентации существуют одновременно, но одна из них становится доминирующей.

1. Экстраверсия – направленность интереса к внешнему миру. Экстраверт подвижен, разговорчив, контактен, внешние факторы для него самые важные.

2. Интраверсия – погруженность в свой внутренний мир, свои мысли и чувства. Он стремится к уединению, к созерцанию, склонен удаляться от объектов, сосредоточен на себе.

Выделение двух типов Эго-ориентации показалось Юнгу недостаточным и он ввел в свою теорию еще одну типологию, основанную на доминировании тех или иных психических функций. Четыре основные функции, выделенные им: мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мыслящий тип. Мышление по Юнгу – рациональная функция, поскольку мышление позволяет сделать суждение о жизненном опыте. Мыслящий тип строит свое поведение, основываясь на логике и сравнении аргументов.

Чувствующий тип. Чувство по Юнгу – вторая рациональная функция, противоположная мышлению. Чувство информирует нас об эмоциональной стороне жизненного опыта. Чувствующий тип сконцентрирован на эмоциональной стороне жизни и судит о вещах в категориях «плохой - хороший».

Ощущающий тип. Ощущения – первая иррациональная функция, непосредственное реалистичное восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущениях от стимулов окружающего мира.

Интуитивный тип. Интуиция – вторая иррациональная функция, опосредованное и неосознанное восприятие текущего опыта. Интуитивный тип больше полагается на предчувствия и догадки, бессознательные образы, символы и догадки.

Таким образом, каждый человек наделен всеми четырьмя психическими функциями, но одна из них всегда доминирует. Точно так же существуют у человека и обе эго-ориентации, из которых одна доминирует. Две эго-ориентации и четыре доминирующий функции образуют восемь типов личности: экстравертный мыслительный … и т.д.

2.4 Эго-психология (Эрик Эриксон)

После смерти З. Фрейда многие пытались переосмыслить ортодоксальный психоанализ, чтобы показать значение его процессов и проследить их развитие. Одним из таких ученых был Эрик Эриксон.

2.4.1 Краткий биографический очерк

Э. Эриксон родился в 1902 году в Германии в семье датчанина и еврейки. Однако, начиная с самого раннего возраста, его воспитанием занимался второй муж матери. Эриксон не получил никакого формального высшего образования, но был очень способен в области искусств и истории. Единственным образованием Эриксона было изучение психоанализа под руководством А. Фрейд в Вене с 1927 по 1933 год. В 1934 году Эриксон эмигрировал сначала в Данию, потом в США. Начиная с 1936 года Эриксон работал во многих крупнейших университетах США. Он скончался в возрасте 92 лет в Калифорнии.

2.4.2 Основные принципы Эго-психологии

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:

а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;

б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,

в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;

г) главное – изучение нормы, а не патологии;

д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;

е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

2.4.3 Эпигенетический принцип

Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания: он состоит из двух частей:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.

2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.

Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.

Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис. Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.

Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.

2.4.4 Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

В то же время ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Чувство недоверия может усилится тогда, когда мать неожиданно отдаляется от ребенка (начинает работать, рождает следующего ребенка). Также чувство недоверия усиливается тогда, когда родители по разному относятся к воспитанию ребенка, он постоянно находится в состоянии неопределенности.

Укрепление чувство доверия в младенчестве нужно для того, чтобы дать человеку в дальнейшем возможность переживать фрустрации безмятежных психических последствий. Здоровое, нормальное развитие не есть просто развитие абсолютного чувства доверия. Удовлетворительное разрешение первого психосоциального кризиса это определение оптимального баланса между доверием и недоверием. Успешное разрешение кризиса и доверия – недоверия и приводит к проявлению у человека такого качества, как надежда, т.к. доверие переходит в способность человека надеяться.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу».

Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от того, насколько родители дают детям самим контролировать свои действия. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Автономия – этоспособность ребенка делать разумный выбор в определенных рамках.

Эриксон считал, что стыд у ребенка – это чувство, обратное автономии, это некий гнев на самого себя. Стыд появляется тогда, когда родители сами делают за детей то, что те могут сделать сами, или если родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сделать не в состоянии.

Положительное разрешение этого кризиса приводит к развитию у человека силы воли. Человек с одной стороны имеет развитое чувство доверия, с другой – адекватно себя воспринимает в рамках функциональной автономии. Социальное выражение автономии - система правопорядка. Как и родители, закон должен быть справедливым и уважать права других, если общество хочет, чтобы его члены были в состоянии принять ограниченную автономию.

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду». Результатом этой стадии развития личности становится баланс инициативы и вины. Это зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственной воли. Если они поощряют фантазию, любознательность и творчество ребенка, то он чувствует поддержку своей инициативы. Чувство вины развивается у детей, которым не позволяют действовать самостоятельно. Кроме того, ребенок чувствует вину, если его наказывают за проявление любви к родителю противоположного пола. Эриксон соглашался с Фрейдом о сексуальной природе кризиса развития (ядерный комплекс), но его теория шире, она охватывает более широкую социальную сферу.