Смекни!
smekni.com

Психология личности (стр. 20 из 25)

1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии. Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни – высшие цели или Бог.

Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических условий его жизни. Таким образом, определяющим фактором развития личности, по Фромму является общество. Но, как и у Фрейда, эти «основные ориентации характера» остаются практически неизменными всю жизнь.

Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества. Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные). Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

1. Рецептивный тип. Считают, что источники всего хорошего в жизни находятся вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и их главная задача в жизни – сделать себя достойными любви окружающих. Их главная особенность – пассивность, доверчивость и сентиментальность. Люди этого типа могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующий тип. Берет все, что ему нужно силой или хитростью. Неспособны к созиданию, добиваются всего, эксплуатируя окружающих. Негативные качества: агрессивность, эгоцентризм, самонадеянность и склонность к сексуальной эксплуатации.

3. Накапливающие типы. Стремятся обладать большим количеством материальных благ, власти и любви. В определенной степени консервативны, не любят перемен. Положительные особенности – предусмотрительность, сдержанность и лояльность.

4. Рыночный тип. Оценивает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять. Эти люди крайне конформны, готовы стать «кем угодно» в личностном плане лишь бы понравиться покупателю. Негативные качества – оппортунизм, бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах. Положительные черты – открытость изменениям, высокая обучаемость и щедрость. Фромм считал, что рыночная ориентация – продукт современного индустриального общества и присущих ему социальных проблем.

5. Продуктивный тип. Это, по Фромму, конечная цель развития любой личности. Этот тип – независим, честен, спокоен, совершает социально-полезные поступки. По существу продуктивный тип – идеальный и его достижение остается под вопросом. Современное общество рисуется по Фромму таким, в котором удовлетворяются и базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

3.5 Неогуманистическая психология (Абрахам Маслоу)

3.5.1 Основные принципы неогуманистической психологии

1. Экзистенционализм. Сам термин гуманистическая психология был предложен группой американских психологов, работавших в 60-е годы под руководством А. Маслоу. Фактически их задачей было создание альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал такой подход психологией третьей силы.

Основой гуманистической теории является экзистенционалистский взгляд на человека. Это значит, что человек уникален и существует в конкретный момент места и времени. Такой подход предполагает, что каждый человек это то, что он сам из себя делает. Согласно такому взгляду, человек не является ни продуктом наследственных, ни социальных факторов.

Экзистенционалисты считают, что люди осознают свою ответственность за собственную судьбу и поэтому испытывают боль, отчаяния и тревогу. Таким образом, суть такого подхода – свобода выбора. Но это не означает, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы так было, то исчезли бы чувства вины, страха, одиночества и т.д.

Важной категорией экзистенционализма является концепция становления. Человек никогда не стоит на месте, он всегда развивается. Причем человек развивается осмысленно и несет ответственность за реализацию как можно большего числа возможностей. Следовательно, поиск жизненного пути требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических, сексуальных и агрессивных потребностей.

Некоторые люди по разным причинам отказываются от становления, они не хотят принять вызов судьбы и сделать свободный выбор. Такое поведение экзистенционалисты называют предательством.

2. Индивид как единое целое. Согласно Маслоу, очень трудно, если вообще возможно, изучать индивида путем выделения неких составляющих. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей. То, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Здесь проявляется главный принцип гештальт-психологии: «Индивид – это нечто большее, чем просто сумма составных частей».

3. Неуместность экспериментов над животными.. При таком подходе становится бессмысленным для человека изучать поведенческие реакции животных. Человек – это нечто большее, это особый вид живых существ. Ему присущи уникальные характеристики: идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор и т.п. Кроме того, у человека есть разум, чувство прекрасного и чувство юмора.

4. Природа человека. В отличие от других направлений психологии, гуманизм дает довольно четкую оценку моральным аспектам поведения человека. При этом гуманисты утверждают, что природа человека положительна или, по крайней мере, нейтральна. Гуманисты полагают, что в человеке от рождения заложено стремление делать добро, а разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденных пороков.

5. Творческая сила. Маслоу утверждал, что наиболее общей характеристикой людей, которую он наблюдал практически у всех, является творческая сила человека. Маслоу писал: деревья дают листья, птицы летают, люди – творят. Творчество для человека абсолютно естественно, оно – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

6. Психическое здоровье. По Маслоу, ни одна психическая теория не уделяет достаточно внимания психологии здорового человека. Он считал, что невозможно понять, что такое патология, пока мы не поймем, что такое здоровье. Изучая психически больных, мы создали «больную» психологию, где для здорового человека просто нет места. Таким образом, основой психологической теории является изучение здоровых людей, таких, для кого самосовершенствование является главной темой жизни.

3.5.2 Мотивация: иерархия потребностей

Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь действует тот же принцип, что и в гештальт-психологии: если одна потребность удовлетворена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, которая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда чего-то желают.

Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры потребностей.