Смекни!
smekni.com

Система психологической оценки прокурорских работников (стр. 4 из 6)

В последней части параграфа проводится морфологический (структурный) анализ прокурорско-следственной деятельности. Обсуждаются структурные модели, предложенные для описания труда следователей в работах В.Л.Васильева, А.В.Дулова, Д.П.Котова и Г.Г.Шиханцова. Критический анализ этих подходов, сформулированных в 70-е гг., с позиций современных достижений в области психологической науки завершается описанием собственной модели структурной организации профессиограммы. Она включает четыре компонента - относительно самостоятельные подструктуры профессиональной деятельности:познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную.

В описании и обосновании предложенной модели реализуется и получает дальнейшее развитие высказанная ранее идея о необходимости анализа труда прокурорско-следственных работников именно на уровне составляющих ее отдельных видов (подструктур) деятельности, а не на низлежащих "этажах" действий и операций. Указываются также некоторые различия в "удельном весе" указанных видов деятельности в труде прокурора и работе следователя.

В четвертом параграфе представлена психограмма профессионально успешного прокурорско-следственного работника. При этом отправной точкой анализа, как и ранее, служат психографические схемы, предложенные в публикациях В.Л.Васильева, А.В.Дулова, Д.П.Котова и Г.Г.Шиханцова. После их обсуждения и критического анализа предлагается и обосновывается собственная модель психограммы, включающая пять блоков качеств - факторов профессиональной пригодности:

- высокий уровень социализации личности прокурора, следователя;

- развитые познавательные способности;

- высокую эмоционально-волевую устойчивость;

- развитые коммуникативные способности;

- выраженные организаторские способности прокурорско-следственных работников.

Каждый блок этой психограммы включает систематизированный перечень профессионально значимых психических качеств, сформулированных (на данном этапе разработки системы психологической оценки) на концептуально-теоретическом уровне.

Специально рассматривается также вопрос о структурно-иерархической организации психограммы. В ней выделяются наиболее значимые качества, принципиально не компенсируемые никакими иными психологическими свойствами субъекта. Данный критерий позволяет отнести к числу таких особенностей характеристикимотивационной сферы и уровня правосознания индивида, а также эвристичность мышления, его творческий характер.

Вторая глава - "Деятельность руководителей органов прокуратуры как объект психологического анализа" - включает два параграфа. В первом из них раскрывается содержание понятия "управление", рассматриваются подходы различных наук к изучению данного феномена, определяется специфика психологического изучения управленческой деятельности субъекта. Здесь представлен обзор работ, посвященных изучению управленческой деятельности, ее структуры и психологических особенностей, функций управления (В.Г.Афанасьев, В.Р.Веснин, Т.С.Кабаченко, А.Г.Ковалев, Е.С.Кузьмин и др., Г.Кунц и С.О'Доннел, М.Х.Мескон и др., В.А.Розанова, Ю.А.Тихомиров, А.Файоль, А.В.Филиппов и другие авторы).

Специально рассматривается вопрос о возможности построения психограммы профессионально эффективного руководителя. Делается вывод о том. что среди различных переменных, влияющих на эффективность управления, помимо собственно психологических особенностей руководителя крайне важное значение имеют особенности организации, в которой оно осуществляется.

В заключительной части параграфа обсуждается проблема организаторских способностей руководителя. Рассматриваются подходы к определению организаторских способностей, предложенные в работах Ю.Н.Емельянова, А.И.Китова, А.М.Омарова, Л.И.Уманского, Л.В.Фаткина. На основе проведенного анализа обосновываются структура и содержание предложенного нами фактора организаторских способностей (последний блок психограммы, представленной в предыдущей главе диссертации).

Во втором параграфе обсуждаются психологические особенности управления в органах прокуратуры. При этом автором был использован опыт психологического изучения специфики руководства, накопленный в органах МВД (А.И.Китов, А.М.Столяренко).

При построении психограммы профессионально успешного руководителя органов прокуратуры возможны два различных теоретических подхода. В первом, базирующемся на закономерностях общей теории и психологии управления, за основу берется модель профессионально эффективного универсала-улравленца, которая затем дополняется некоторыми особенностями, связанными со спецификой управления в органах прокуратуры. При этом предполагается, что управленческая деятельность в основных своих чертах и элементах универсальна, а особенности руководства, связанные со спецификой организации, в которой оно осуществляется, в целом незначительны.

Второй подход, более тесно связанный с юридической психологией и использованный в настоящей диссертационной работе, предполагает, что собственно управленческая деятельность составляет лишь элемент (хотя и весьма существенный) в общей структуре труда руководителей органов прокуратуры. Не в меньшей степени, чем руководителями, они являются прокурорами. Помимо чисто управленческих задач они должны осуществлять прокурорский надзор, выполнять иные специальные функции не только опосредованно, организуя и направляя работу подчиненных, но и лично участвуя в данной деятельности, поскольку это предусмотрено их конституционными полномочиями.

На основе проведенного анализа делается вывод о том, что, с одной стороны, профессиональное владение прокурорско-следственной деятельностью во всех ее тонкостях является для эффективных руководителей органов прокуратуры определяющим фактором профессиональной пригодности, а чисто управленческие знания и навыки у них как бы "надстраиваются" поверх специальных. С другой стороны, организационно-управленческий компонент деятельности играет важную роль в общей структуре труда прокуроров и следователей, не занимающих руководящие должности. При расследовании преступлений, в ходе прокурорской проверки фактов нарушения закона они также организуют и направляют совместную деятельность группы специалистов, выполняют такие функции управления, как планирование, координация, мотивация, контроль и др.

В соответствии с принятым подходом доказывается, что разработанные профессиограмма и психограмма прокуроров и следователей в основных своих элементах могут быть использованы и при прогнозировании профессиональной пригодности кандидатов на руководящие должности в органах прокуратуры. В этом случае в психограмме центральное место будет занимать фактор организаторских способностей, во многом являющийся интегральным, включающим в себя в качестве отдельных компонентов разнообразные познавательные, мотивационные, эмоционально-волевые и коммуникативные свойства.

Третья глава - "Критерии, методы и результаты психологической оценки прокурорских работников" - посвящена описанию следующих этапов построения разрабатываемой модели прогнозирования профессиональной пригодности. В первом параграфе описываются и систематизируются психологические методы, используемые для оценки кадров. Предложена оригинальная классификация этих методов. Далее кратко описаны конкретные методы и методики, использованные в диссертационной работе, приводится обоснование данного выбора. Показано, что на основе их показателей производится операционализация теоретически сформулированных свойств и качеств профессионально эффективного прокурора, следователя, руководителя органов прокуратуры, указанных в психограмме. Эта операционализация доводится до уровня эмпирических индикаторов, доступных непосредственной диагностике и оценке (шкал тестов, поведенческих признаков, фиксируемых с помощью наблюдения, данных собеседования).

Во втором параграфе раскрываются использованные в работе критерии, методы оценки и конкретные показатели профессиональной успешности прокурорских работников по материалам анализа их личных дел. В дальнейшем эти показатели выполняют двоякую роль. Во-первых, на этапе разработки системы они служат независимыми критериями для оценки информативности использованных психодиагностических методик как инструментов прогнозирования профессиональной пригодности. Именно в этом качестве индикаторы профессиональной успешности использовались в эмпирическом исследовании, в котором осуществлялась апробация разработанной системы оценки.

Во-вторых, на этапе эксплуатации системы показатели профессиональной успешности применяются уже как ее составная часть для оценки профессиональной пригодности кандидатов на руководящие должности, имеющих значительный стаж работы в прокуратуре. В этом случае они используются для изучения эффективности предыдущей профессиональной деятельности кандидатов на выдвижение.

В третьем параграфе представлены результаты эмпирического исследования, осуществленного в целях апробации разработанной системы психологической оценки на практике. Оно проводилось по модели контрастных (полярных) групп. Были обследованы 349 прокурорско-следственных работников (319 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет), в том числе 45 руководящих работников органов прокуратуры из числа лиц, вызванных в Генеральную прокуратуру РФ с мест в связи с решением вопроса об их назначении на вышестоящую должность (как правило, прокурора субъекта Российской Федерации). Все испытуемые были протестированы основными методиками, используемыми в системе оценки ("Прогрессивные матрицы", СМИЛ, 16-РF), а руководители - также и дополнительными (УСК, МОDЕ, цветовой тест Люшера). Кроме того, в работе с частью обследованных применялись методы наблюдения и собеседования по специально разработанной программе.