Смекни!
smekni.com

Социальная психология (стр. 22 из 31)

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми.

Так, термин аттракция Л. Я. Гозман использует как для обозначения положительных, так и для обозначения отрицательных чувств к партнеру. В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет некоторые факторы, влияющие на возникновение аттракции.

·Физические данные, красота. По мнению автора исследования, это объясняется тем, что, во-первых, существует биологическая потребность выбирать «красивого» партнера; во-вторых, «красивые» люди более коммуникабельны. Полученные результаты показали, что существует взаимосвязь между отношением к себе и выбором партнера: так, испытуемые юноши с завышенной самооценкой проявляли большую аттракцию к красивой девушке, а испытуемые с заниженной самооценкой - к некрасивой.

·Социальное положение. Люди с высоким статусом привлекают к себе внимание, так как считаются успешными. С другой стороны, исследования доказывают, что «слишком» высокий статус или большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему. Это, по мнению Л. Я. Гозмана, объясняется тем, что слишком высокая компетентность человека может способствовать снижению самооценки партнера, что приводит к избеганию общения с высокостатусной «звездой».

·Степень сходства установок. Сходство установок способствует возникновению аттракции, а вот продолжению отношений - различие во взглядах. Сходство установок помогает сблизиться, так как один человек считает, что другой человек в чем-то похож на него самого, а различие установок помогает в дальнейшем поддерживать интерес к партнеру.

Интерпретации исследований, направленных на анализ аттракции, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область, которая наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, этических затруднений.


РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 4.1. Проблема личности в социальной психологии

Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой.

Считается, что исследования личности в социологии посвящены ее рассмотрению как представителя той или иной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика (типологии, проблема социализации, структура личности) рассматривается в контексте конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, как социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социальных черт.

Исследования личности в социальной психологии направлены на выяснение, каким образом, в каких группах личность усваивает социальные влияния, каким образом реализует свою социальную сущность. Таким образом, социально-психологическая проблематика касается взаимоотношений личности с группой, проблем социализации личности и проблем социальной установки.

Отечественная психология существенно обогатила социально-психологические представления о развитии личности. Среди теорий, в фокусе которых находится личность – психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и др.

Общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу различных аспектов идентификационных структур личности стал все больший переход от представлений об их содержательной и функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности.

Таким образом, развитие проблематики личности в социальной психологии всегда оказывалось тесно связанным с существующими вариациями понимания социальности в целом. Постепенное смещение ее трактовок от «жестких», внешних, ролевых к более «размытым», социокультурно заданным, множественным обусловливало и соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте.

Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равноправных логик анализа «неуловимой» личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствия объективных изменений всей социальной реальности, идущих в том же направлении, во-вторых, как следствия парадигмальных изменений в самой социальной психологии, все более смещающих фокус исследовательского интереса к анализу перемен, и, в-третьих, как отражения объективных изменений личности самого нашего современника, все более теряющего свою социальную определенность и заданность.

Тема 4.2. Личность и социализация

В настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии. Первоначально социализация определялась узко – как усвоение социального опыта (Смелзер). Затем были вычленены две функции – усвоение и воспроизводство социального опыта (Г. М. Андреева).

Третья функция – социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество (Е. П. Белинская).

Группы (семья, группа приятелей во дворе, школьный класс и т.п.), в которых личность приобщается к системам норм и ценностей своей культуры, выступают своеобразными трансляторами социального опыта и называются институтами социализации. Традиционно семье – «естественному» институту социализации – посвящено наибольшее число исследований. Это обусловлено тем, что множество переменных, относящихся к укладу семейной жизни, исследователи связывают с социальным и личностным развитием ребенка. Значимость таких институтов социализации, как школа и группа ровесников отражены в целом ряде исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В то же время институты социализации взрослых (зрелых и пожилых) людей исследованы более фрагментарно.

Агенты социализации представляют тот или иной институт социализации и описаны в исследованиях как проводники в культуру. В разные периоды психосоциального развития в роли агентов социализации выступают родители, друзья, педагоги, возлюбленные (агенты микроуровня), а также СМИ и язык (агенты макроуровня). Агенты социализации представляют естественные и специализированные институты и образуют различные – формальные и неформальные - отношения с субъектом социализации.

Кроме того, в роли агентов социализации могут выступать не только непосредственные носители социальной информации и влияния - люди, но так, же и предметы опосредования социальной информации, например, книги, которые также выполняют роль проводника или транслятора культуры для социализирующейся личности.

Первоначально в социальных науках социализация была позиционирована как проблема детства, поэтому анализ этапов социализации, как правило, ограничивался детским возрастом. Имплицитно эта идея содержится в большинстве «классических» возрастных периодизаций (от психоанализа до возрастной периодизации Б. Д. Эльконина). Кроме того, некоторые авторы непосредственно рассматривают социализацию как процесс, ограниченный во времени. Так, Н. В. Андреенкова выделяет 3 основных этапа: первичную социализацию ребенка, маргинальную (промежуточную или псевдоустойчивую) подростка, устойчивую, т. е. концептуальную, знаменующую собой переход от юношества к зрелости (период от 17-18 до 23-25 лет).

Возрастная периодизация и возрастная социализация, охватывающая фактически всю жизнь человека от рождения до смерти, представлены в целом ряде исследований. Центральной категорией данных возрастных периодизаций, как правило, является психосоциальное развитие, которое выражается в необходимости решения целого круга нормативных личностных и социальных задач субъекта развития. Эти задачи описывают динамику новых социальных ролей или изменения в исполнении старых ролей, описывают новые требования в достижении состояния «успешной социализированности» (например, определяют время для оптимального заключения брака, рождения ребенка и т.п.), показывают возможные проблемы личностного роста. Иногда периодизация представляется исследователями как совокупность определенных этапов. Так, А. Шюц рассматривает первичную и вторичную социализации, разделяя период детства и взрослости.

В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых: