Смекни!
smekni.com

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога (стр. 3 из 10)

Именно общность, деятельность и сознание в своем единстве составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому и не выводимы одно из другого. Все три стороны целостной человеческой реальности являются одновременно и следствиями, и предпосылками друг друга; здесь все во всем. А потому и психологический анализ конкретных форм этих оснований должен изначально быть ориентирован на целостность типа жизнедеятельности человека в определенной культуре.

В свете сказанного проблема развития и формирования профессионального сознания должна рассматриваться в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма деятельность, сознание, общность. Так, профессиональная деятельность – всегда сознательна и совместна (осуществляется в сообществе); профессиональное сознание – деятельностно и интерсубъективно (существует и возникает в сообществе); профессиональная общность обусловлена включенностью субъектов в совместную коллективно – распределенную деятельность, основывающуюся на сознательном позиционном самоопределении каждого.

В настоящий момент отсутствует сколь–нибудь убедительная концепция (модель) профессионализма психолога, тем не менее, усиление исследовательского интереса именно к проблеме профессионального педагогического сознания вполне оправданно. Оно связано с кардинальным изменением, прорывом в представлениях о сущности труда психолога (в картине существовавшей прежде, в лучшем случае находилось место мышлению). Эти изменения мы связываем с преодолением парадигмы субъект – отношений в деятельности психолога. Теоретической основой этого преодоления для нас выступило различение категорий «деятельность психолога» и «образовательный процесс».

Итак, настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале. Он рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно – исторический контекст профессионального труда. В подлинном «Профессионале» органично соединяются «Личность» и «Мастер».

Трактовка способа существования сознания как рефлексии позволяет представить реализацию ценностного и ответственного отношения психолога к своей деятельности не только как осознание и трансформацию оснований собственных действий, но как осознание и изменение самого способа бытия, проявления субъектности в отношениях с Другим. С этих позиций мы можем утверждать, что профессиональное сознание, помимо способности к рефлексии средств, характеризуется способностью субъекта к ценностно – смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования. Понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно - смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действительность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее.

1.2 Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Сегодня перед психологией профессионализма стоит актуальная задача изучения взаимопереходов, связей, единства трех сторон профессиональной жизнедеятельности. Принципиально, что и отдельные стороны, и обозначенная взаимосвязь могут быть поняты быть поняты только через исходное целое – человека как профессионала. Отсутствие подобных работ на настоящий момент свидетельствует о сложности указанной задачи: «описать, к примеру, деятельность психолога и личность психолога значительно проще и привычнее, чем выявить их реальную психологическую целостность на уровне конкретного носителя – субъекта».

Однако «реальную психологическую целостность» невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того – не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека – в саморазвитии – как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Развитие рефлексии (самосознания) оказывается не сводимым ни к формированию, ни к «заражению», ни к спонтанному «созреванию». В отношении развития профессионального сознания выявленная нами рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности как раз и является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала.

Определяя принципы исследования развития профессионального сознания и методы работы с ним, мы выделяем два наиболее важных момента. Первый из них связан с пониманием предмета психологического исследования сознания и работы по его формированию. Таковым определяется «не ставшее, наличное сознание человека, но сознание становящееся, находящееся в «переходе», в трансформации, …сознание развивающегося, духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию и духовному освобождению»[14,c.74]. Второй момент задает понимание условий развития сознания. Призыв искать ответ на вопрос о том, что и как развивается в интерпсихической ситуации развития, в межиндивидуальном пространстве человеческих встреч, в системе связей и отношений, характеризующих то сообщество, в которое включен и в котором развивается человек, актуален и в отношении развития профессионального сознания будущих психологов [18].

На современном этапе психологических исследований развитие важнейших человеческих способностей мы связываем с категорией «со – бытийная общность», которая как предмет психологического исследования впервые была обоснована в работах В.И.Слободчикова [9].Сущностное понимание со – бытийной общности схватывает внутренние противоречия, движущие силы развития живой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее. Со – бытийная общность является источником становления и развития человеческой субъективности. Общность образуется как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного и ролевого функционирования в такое пространство взаимодействия, где место, способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.

Использование категории «общность» чрезвычайно эвристично для понимания условий и закономерностей развития конкретных форм сознания. Общность является сферой смыслов (со – мыслей) – неслиянных – нераздельных, а потому для всех прозрачных и легко читаемых, пространством позиционного самоопределения и обретения картины мира, освоения культурных норм деятельности и превращения их в собственные цели и способы действия. В исследовании проблемы генезиса механизмов рефлексивного сознания, «со– бытие» рассматривается как источник и интерпсихическая форма его существования.

Применительно к практике профессионального образования данное положение оказывается принципиальным. Включаясь в новую для него профессиональную практическую деятельность, будущий психолог сталкивается с вопросами и проблемами, для решения которых ему необходимо профессиональное сотрудничество с другими психологами. Но такое сотрудничество невозможно в формах взаимодействия, практикуемых в учебной деятельности вузов; будущий психолог нуждается в иных, отличных от учебных, формах сотрудничества с преподавателями и коллегами.

Для обеспечения перехода студента от деятельности учения к профессиональной деятельности должна проектироваться специфическая форма общности студентов, преподавателей вуза, психологов, реализующих совместную деятельность. Именуется данная общность и деятельность, соответственно, «учебно-профессиональное сообщество» и «учебно-профессиональное сотрудничество». В учебно-профессиональном сообществе становится субъект профессиональной деятельности, открывается ее предметность, обеспечиваются условия вхождения студента в деятельности по типу позиционного самоопределения, в противоположность адаптации к роли психолога. Учебно-профессиональное сообщество становится средой развития к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве будущий психолог получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности, как необходимого условия смыслообразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.

Говоря о профессиональном сознании, нельзя не затронуть вопрос о том, кто же есть на самом деле Психолог – профессионал. Условно можно выделить следующие принципиальные отличия:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. Специалист – психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что–либо понять в проблемах окружающего мира.

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика.