Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага (стр. 1 из 14)

Курсовая работа на тему:

Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага


Оглавление

Введение

Глава 1.Обзор литературы

1.1 Образ как продукт психики

1.2 Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных факторов

1.3 Восприятие человека человеком

1.4 Понятие ценности

1.5 Проблема выбора в условиях кризиса

Глава 2. Организация и проведение исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методики исследования

3.Глава 3.Результаты и их обсуждение

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

образ психика восприятие враг

Последние 30 лет для России сопровождались многочисленными локальными вооружёнными конфликтами, как на отечественной территории, так и за её пределами. Эти события породили большую группу людей, переживших военный стресс и нуждающихся в реабилитации и реадаптации к мирной жизни. Реадаптация этих людей значительно затруднена в силу социально-экономической обстановки, а также в силу психологических факторов. Активные преобразования в социальном устройстве государства приводят к изменениям в общественном мнении практически по всем жизненно важным вопросам. Такие перемены не проходят бесследно для каждого отдельного человека, накладывая отпечаток на его стремления и мировоззрение в целом.

Рост и ужесточение террористических акций, направленных против граждан РФ, сопровождается повышением интереса к проблеме межэтнических и религиозных конфликтов. В таких условиях для человека немаловажным является образ врага, так как угроза жизни присутствует практически повсеместно (так как её активно подкрепляют средства массовой информации).

Целью этой работы является изучение образа врага и поиск взаимосвязи образа врага с ценностной ориентацией личности.

Задачами исследования будут:

1) провести анализ литературных данных по проблеме формирования образа себя и врага, а также особенностям ценностных ориентаций людей, переживших непосредственную угрозу жизни;

2) исследовать образ себя и врага у ветеранов боевых действий;

3) исследовать особенности ценностной ориентации и эмоционального реагирования человека, пережившего военный стресс.

4) Изучить взаимосвязь между особенностями ценностных ориентаций ветеранов боевых действий и сформированными у них образами врага.

Объектом исследования являются ветераны боевых действий в Чечне и Афганистане.

Предмет исследования: образ врага в сознании человека, пережившего боевой стресс, а также система его ценностных ориентаций.


Глава 1. Обзор литературы

1.1 Образ как продукт психики

Явления психической реальности давно интересовали человечество от самых обычных людей до гениальных исследователей жизни. Объяснять очевидные, данные в непосредственном опыте вещи, продукты психической реальности, пытались философы, мистики и учёные. Для разрешения вечных загадок использовались концепции души как функции тела, учение о симулякрах и другие. Охватить весь спектр представлений о механизмах восприятия сложно, поэтому стоит остановиться на основных идеях.

Экспериментальные исследования внутреннего опыта начали структуралисты в лаборатории Вундта, используя метод интроспекции. Они обнаружили, что описание испытуемыми явлений сознания, образов, выглядело как описание внешних объектов. Процессы возникновения образов неуловимы для сознания, а попытки всё-таки проследить эти процессы изменяют сами процессы восприятия и образы. Кроме того, В.Вундт изобрёл тахистоскоп, на основе которого было установлено, что время реакции на предъявляемую информацию зависит от исходной установки испытуемого, и что из двух одновременно предъявляемых образов один обязательно будет восприниматься прежде другого. Он же высказал догадку о «творческом синтезе», в ходе которого отдельные сенсорные элементы складываются в отдельные образы, а отдельные образы в единое целое, назвав это апперцепцией[1].

Затем психофизиками были предприняты попытки описания психической реальности как логарифмической функции физического мира. Так появился закон Вебера-Фехнера. По мнению представителей этой школы, психическим явлениям соответствуют какие-то определённые события и параметры физического мира (так разные цвета воспринимаются человеком в разных диапазонах длин волн, а звук воспринимается по-разному в соответствии с его физическими параметрами). Психофизики экспериментально обнаружили влияние неосознанной информации на содержание сознания (бессознательные умозаключения Гельмгольца, сбережённые знаки Эббингауза), но объяснить их природу не смогли, так как психическая реальность всё же существует по иным законом, нежели физическая, а потому к последней не сводима.

Не могли обойти стороной психику и физиологи. Именно с величайших физиологов началась отечественная психология. Открытие процессов торможения в центральной нервной системе И.М.Сеченовым изменило воззрение на рефлекторную деятельность человека. В своих работах «Рефлексы головного мозга» и «Кому и как разрабатывать психологию»[2] он пишет о том, что психическая деятельность человека есть деятельность не выраженная во внешних действиях, а это означает, что возбуждение определённых «чувственных снарядов» может стимулировать не только моторные центры («возбуждать двигательные снаряды тела»), но и тормозные. Таким образом, если движению в нервной системе соответствовали нервные процессы возбуждения, то психической деятельности - процессы торможения.

И.П.Павлов развивал эту концепцию[3], разработав учение об условных рефлексах, что, по его мнению, позволило говорить об информационных возможностях животных, которым недоступен словесный отчёт. Выяснилось, что один и тот же стимул имеет разное значение для организма, в зависимости от подкрепления реакции на этот стимул. Так появились попытки научного описания субъективного опыта, где образ понимался как регуляторный компонент рефлексов, функция которого состоит в отражении отношений между воспринимающим субъектом и воспринимаемым объектом[4].

Н.А.Бернштейн при описании высших уровней построения движений выделял роль премоторной коры и образа совершаемого действия в сознании человека. Более того, движения на этих уровнях определялись не физиологическими детерминантами, а психологическими – смыслами[5].

После такой глубокой разработки проблем взаимодействия организма со средой попытки однозначной физиологической трактовки психической деятельности были оставлены и была создана концепция функциональной системы, где психическая жизнь рассматривалась в контексте взаимодействия разных информационных блоков центральной нервной системы.

Психоаналитическое движение поставило вопрос об образе совершенно иначе, отведя ему очень значительную символическую роль. Образ, по представлению сторонников психоаналитической школы, даёт ключ к разгадке не только взаимодействия воспринимающего со средой здесь и сейчас, но и вскрывает психодинамический аспект личности, позволяет говорить о мотивах личности и об истории её развития. К.Г.Юнг, на основе учения о коллективном бессознательном, предлагал интересную идею о трёх уровнях образа: след, знак и символ. Эта идея широко распространена в религиозных учениях.

Гештальтисты внесли свой вклад, собрав большой материал наблюдений и экспериментальных данных, который подвёл к выводам о том, что мир не воспринимается человеком как хаотичный, а всегда разбивается на элементы, которые обязательно объединяются в классы. Каждый непосредственно воспринимаемый в данный момент времени объект маркируется в сознании как фигура, а остальное воспринимаемое пространство - как фон. Фигура и фон всегда присутствуют в сознании, могут меняться местами; без этих двух составляющих вообще невозможно восприятие.

Когнитивисты[6] развили идею о постоянном существовании выбора о того, какую информацию осознавать, а какую нет. При этом, было выдвинуто положение о том, что не существуют никаких ограничений на количество осознаваемой информации и что именно человеческой психике принадлежит роль принятия решения о неосознании. Образ, в их понимании, является некоторым семантическим конструктом в общей логике восприятия (в когнитивизме принято считать, что любое восприятие – это логически верное описание действительности), относящимся к определённому классу образов и обладающим определённой степенью тождественности с другими образами.

Культуральную и социальную специфику психической деятельности затронули представители культурно-исторического подхода, проведя анализ формирования речи и создав концепцию интернализации, согласно которой всякая культурная функция появляется в жизни человека дважды: сперва – в социальном (интерпсихическая категория), потом – в психологическом (интрапсихическая категория)[7]. Представление в сознании является «удвоением реальности», которое позволяет совершать интеллектуальную деятельность с предметами внешнего мира, не затрагивая их. Представление обладает как общепринятым культурным значением, так и личностным смыслом, связанным с аффективным отношением субъекта к ситуации.

Подводя итоги краткому обзору истории изучения феноменов человеческого восприятия и отражения действительности, вспомним об эмпирических свойствах образа. Удобную классификацию предложил Л.М. Веккер[8]. Он выделял первичные свойства (привязанные к конкретному акту восприятия):

1) пространственно-временную структуру;