Смекни!
smekni.com

Нарушение поведения детей сирот 7 лет воспитывающихся в условиях детского дома (стр. 5 из 17)

Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Еще в начале 1920-х гг., когда в стране было очень много беспризорных малолетних преступников, быто­вало мнение среди радикально настроенных педагогов и психоло­гов, что беспризорные - это психопаты, «морально дефективные», поскольку обладают комплексом антигуманных особенно­стей. Однако дальнейшая практика жизни опровергает такой взгляд | и убеждает в следующем: беспризорные — это жертвы социальных условий,процент дефективных среди них немногим больше, чем у обычных детей. Их коренное отличие от «семейных» детей в том, что они познали жизнь, умеют приспосабливаться к ней, само­стоятельны, рассчитывают на собственный ум и силу, решитель­ны, смелы, деловиты. Эти свойства личности выработаны жизнью на улице, базаре, вокзале и т.д.

Различают два типа беспризорных: «уличник» и «из семьи». Первые стремятся к самостоятельности, к подчинению дет­ской среды своему авторитету, уверены в своих силах, имеют прак­тический опыт жизни на улице, знакомы с притонами, рестора­нами, азартными играми, сильно подражают взрослым, но недо­верчивы к ним, отрицательно относятся к власти. Второму типу, беспризорным «из семьи», характерны нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни вне семьи, под­чиненность влиянию других, более сильных сверстников-беспри­зорников. Чаще всего они попрошайничают, собирают бутылки, совершают мелкие кражи, добывая пропитание себе и бомжам-родителям. У таких детей появляется целый букет болезней: язва желудка, педикулез, чесотка, туберкулез и многие другие[7].

Несмотря на своеобразие каждой из названных групп, у всех детей, лишенных родительского попечительства, есть много общего. Им свойственны специфические признаки личностного раз­вития, которые отличают их от всех остальных. Важнейшей проблемой, объединяющей детей всех названных типов, является слабое здоровье. По данным специалистов, «...уро­вень здоровья детей, поступающих в дома ребенка, значительно ниже, чем у их сверстников, живущих в семьях. Осложнения внут­риутробного развития отмечены у 64% детей; 50% воспитанников домов ребенка имеют перинатальную патологию; 10% поступаю­щих детей - врожденные или наследственные заболевания; 70-80% детей - заболевания периода новорожденности; 48% детей родились недоношенными или с низкой массой тела»[8]. Приведем другие примеры: «...66,7% детдомовцев имеют хронические забо­левания и стоят на диспансерном учете; 62% детей-сирот имеют нарушения ЦНС, в том числе деятельности мозга - 32,5%, зре­ния - 25,4% и т.д.»[9].

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задерж­ка психического развития. Но даже те дети, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» име­ют ряд особенностей.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмо­циональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдаются снижение познавательной активности, ог­раниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в про­шлом, скудные представления о настоящем и будущем. Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности. Психологи (например, Э.А. Минкова и др.) отмечают свойственную этим детям край­нюю ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрос­лого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной ини­циативы и целеустремленности. Дети не умеют фантазировать, меч­тать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкну­тость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолю­бие, упрямство, эгоизм, агрессивность. Психологи и педагоги от­мечают нервозность многих воспитанников, повышенную возбу­димость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдум­кам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдаются психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и т.д. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Проявляются деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребнос­тью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального раз­вития.

Этим детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им часто свойственны зам­кнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

В исследованиях Э.А. Минковой приводится эмоциональный портрет воспитанника детского дома, который характеризуется такими чертами, как:

- пониженный фон настроения;

- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрес­сивных средств общения;

- склонность к быстрой смене настроения (оживление перехо­дит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение - в уг­рюмость, агрессию);

- однообразность и стереотипность эмоциональных проявле­ний;

- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отри­цательные переживания и способствует их быстрому забыванию;

- неадекватные формы эмоционального реагирования на одоб­рение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивно­сти и враждебности);

- повышенная склонность к страхам, тревожности и беспо­койству;

- основная направленность положительных эмоций - получе­ние все новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение);

- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнеров по игре);

- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнеру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам иссорам;

- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аф­фекта)»[10].

В исследованиях М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3-5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы детей различаются по степени эмоциональной недо­статочности. Рассмотрим их.

1. «Избегающие» дети.Эта немногочисленная группа детей, характеризуется наиболее тяжелым эмоциональным состоянием вос­питанников.

Раннее развитие таких детей, как правило, протекало в крайне неблагоприятных условиях (например, разлука с матерью отяго­щалась частыми и длительными периодами пребывания ребенка в больнице).

«Избегающие» дети очень трудно привыкают к жизни в груп­пе, период их адаптации может затянуться на несколько месяцев. Они производят впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении: не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослыми, в играх проявляется агрессивная, разрушительная манера общения с игрушками. Чаще всего они стремятся уединиться. Если же «избегающий» ребенок вынужден находиться рядом с другими детьми или взрослыми, то при их приближении он реагирует импульсивной агрессией. Та­кое поведение «избегающего» ребенка обусловлено, с одной сто­роны, страхом, который настолько силен, что не позволяет ему познавать новую среду, новых людей и сближаться с ними. С дру­гой - несформированностью простых способов установления любого контакта с окружающими.

Тяжелое психологическое состояние «избегающего» ребенка не безнадежно. Постепенно, хотя и очень медленно, он привыкает к взрослому, который о нем заботится, начинает позволять ему ус­танавливать эмоциональный контакт с ним, хотя вне такого кон­такта малыш чувствует себя спокойнее. Он как бы издалека на­блюдает за воспитателем, особенно за его контактами, общением с другими детьми.

В компенсации эмоциональной недостаточности у таких детей очень большую роль играет общение с эмоционально-сохранны­ми детьми, по отношению к которым ребенок не испытывает страха. Постепенно «избегающий» ребенок переходит от агрессии к ос­мысленному наблюдению за другими детьми и их игрой, в после­дующем - к попыткам подражания им.

2.«Цепляющиеся» детинаходятся в более благополучном эмоциональном состоянии, чем «избегающие» дети. Как правило, это
отказные дети с рождения.

В отличие от «избегающего» такой ребенок активно стремится к контакту со взрослым. Однако этот контакт носит примитивный характер. Ребенок прижимается, «ластится» к взрослому. Самое важное для него - как можно дольше оставаться в защищенном положении. «Цепляющийся» ребе­нок доверяет взрослым, даже малознакомым. Он ищет в них ис­точник эмоционального тепла и защиты.

С необыкновенным упорством «цепляющийся» ребенок пыта­ется возобновить контакт со взрослым, если тот пытается его за­вершить: забирается к нему на колени, игнорируя объяснения, недовольство воспитателя; цепляется за воспитателя еще силь­нее, если его пытаются оттащить другие дети.