Смекни!
smekni.com

Нарушение поведения детей сирот 7 лет воспитывающихся в условиях детского дома (стр. 6 из 17)

При этом у ребенка наблюдается незрелость более сложных реакций, направленных на сохранение близости со взрослым: он только цепляется за взрослого, не используя другие способы вли­яния на него. Такому ребенку еще не доступны более сложные способы тактильного контакта (обнимание, поглаживание, цело­вание, плач). Однако «цепляющиеся» дети способны обеспечить себе минимальную степень эмоциональной безопасности за счет элементарной реакции привязанности к взрослому.

3. Дети с «недифференцированными» привязанностями- это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, не­
упорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи. Способы общения со взрослыми у этих детей достаточно развиты и разнообразны, но они не используются для образования более глубоких и устойчивых связей.

Несмотря на это, у детей с «недифференцированными» при­вязанностями наблюдаются отдельные способы контакта со взрос­лыми, образуя более сложные формы поведения, которые прак­тически недоступны детям из двух предыдущих групп.

Такой ребенок в психологическом смысле более собранный и гармоничный, чем «цепляющийся» ребенок. Владение своим собственным телом, более четкое представление о своем физичес­ком «Я» позволяют ему играть в разнообразные тактильные игры со взрослым: любит, когда его подбрасывают вверх, кружат или качают и т.д.

Для этих детей тактильный контакт со взрослым важен как источник удовольствия от совместного общения, а не как средство для нейтрализации страхов и тревоги. Такие дети могут самостоятельно прекратить контакт, насытившись общением. Они рано утрачивают непосредственность в эмоциональных реакциях на взрослого, довольно точно ориентируясь в его настроениях и приспосабливаясь к ним.

В случае долгой разлуки с близким взрослым дети этой группы при встрече игнорируют его, «не узнают». Такое поведение - проявление реакции на разлуку, способ воздействовать на значимого взрослого. При этом у малышей не образуется устойчивой и глубокой привязанности к взрослому, который хорош для ребенка до тех пор, пока доставляет удовольствие. Как только взрослый начи­нает ограничивать ребенка в действиях или запрещать что-либо - он становится плохим.

На эмоциональную жизнь ребенка данной группы очень сильно влияет привязанность, которая может быть устойчивой и глубо­кой в отличие от эмоциональной привязанности к взрослому, к другому ребенку.

Дети, воспитывающиеся в одной группе с первых месяцев жизни, проявляют заботу друг о друге, боятся разлуки. Эти отно­шения не распространяются на остальных детей, не входящих в число близких друзей. Для ребенка с «недифференцированными» привязанностями другие дети - только партнеры по играм.

В целом для ребенка данной эмоциональной группы привязан­ность к другим детям и осознание себя в их окружении являются более надежными источниками чувства безопасности и уверенно­сти, чем привязанность к своему взрослому. Такая двойная привя­занность обеспечивает детям с «недифференцированными» при­вязанностями удовлетворительный уровень адаптации в условиях детского дома.

В дальнейшем постепенно уменьшается потребность в играх со
взрослым, а ориентация на взаимодействия со сверстниками усиливается.

4. «Амбивалентные» дети - это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому. В эту группу входят не только
«отказники», но и дети, поступившие в детские дома и имеющие
опыт жизни в семье. Привязанность таких детей к взрослым фор­мируется поэтапно.

В начале знакомства с воспитателем ребенок ведет себя сдер­жанно, проявляет к взрослому интерес, однако сохраняет дис­танцию. Постепенно ребенок начинает узнавать знакомого взрос­лого, радуется ему, однако тактильному контакту предпочитает зрительное и речевое общение.

На следующем этапе взаимодействия взрослого и ребенка про­исходит непосредственное развитие отношений «амбивалентного» ребенка и воспитателя, проявляется поведение малыша, который после некоторой разлуки со взрослым ведет себя агрессивно по отношению к нему. Такое поведение является формой протеста против внезапной разлуки со взрослым, ребенок, выражая свой гнев, пытается наказать взрослого за его длительное отсутствие.

На последнем этапе амбивалентное поведение ребенка посте­пенно сворачивается: он приветствует взрослого, а затем, как бы «растворяясь» в группе детей, делается незаметным. Через неко­торое время ребенок восстанавливает угасшую эмоциональную связь со взрослым, проявляя инициативу в контакте с ним: воз­бужденно приветствует «своего» взрослого, бежит к нему, трога­ет и гладит его, позволяет прикасаться к себе, хотя более тесные формы тактильного контакта, например побыть на руках у взрос­лого, вызывают напряжение.

Эмоциональная связь со взрослым не дает такому ребенку ощу­щения безопасности. Несмотря на это, привязанность «амбива­лентного» ребенка к взрослому является более зрелой по сравне­нию с привязанностями большинства отказных детей.

5.«Социально-тревожные» дети - это дети, имеющие ранний
опыт жизни в семье.

Эмоциональная привязанность таких детей близка к норме. Они сильно привязываются к воспитателю, который уделяет им много внимания. Однако им свойственны глубокая, устойчивая избира­тельная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужи­ми, избегания их.

6.«Гармоничные» дети - это дети, также имеющие ранний опыт
жизни в семье.

Формирование эмоциональной привязанности у них протека­ет нормально. В отличие от «социально-тревожных» детей, склон­ных к образовыванию единственной сильной привязанности, у гармоничных детей формируется сеть привязанностей.

Однако в ситуациях часто повторяющихся разлук со взрослым в детском доме существует риск постепенного разрушения адап­тации, достигнутой ребенком ранее.

Таким образом, проблемы эмоциональной депривации оказы­вают сильнейшее негативное влияние на личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьезной проблемой воспитания детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации и социализации детей.

В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает себя предста­вителем того или иного пола. В этот период очень важно присутствие ролевых эталонов для подражания, с которых малыш берет при­мер полоролевого поведения и на которые он ориентируется. Осо­бенно в тяжелом положении в этом плане находятся мальчики — воспитанники детских домов. Если в условиях воспитания в семье такие функции выполняют папа, дедушка, другие взрослые муж­чины, то в условиях детского дома, в ситуации острого дефицита мужчин, у детей отсутствуют такие эталоны либо таким эталоном становится пьяный отец или дедушка, посещающие ребенка раз в полгода.

Еще одной характеристикой данного контингента детей явля­ется позиция «психологического капсулирования», свойственная этим детям и описанная в исследовании Г. В.Семьи: «...условия жизнедеятельности и развития детей, воспитывающихся в учреж­дениях интернатного типа и детских домах, формируют у воспи­танников внутреннюю позицию «психологического капсулирова­ния», которая состоит в отчужденном отношении к себе, другим, предметному миру, чувствам и которая укрепляется за счет по­стоянного формирования все новых иллюзий, возникающих при столкновении ребенка с проблемами в реальной жизни. Состоя­ние "психологического капсулирования" сопровождается отсут­ствием выхода во внешнее пространство и приводит к формиро­ванию особых механизмов адаптации и социализации, при кото­рых ребенок развивается как социальная единица, нацеленная на реализацию простейших социальных ожиданий»[11].

Важной особенностью таких детей является присущая им пси­хология иждивенчества. Дети, воспитанные на всем готовом и не приученные прилагать усилия для достижения своих целей, выра­стают с мыслью, что им все что-то должны, «...сироты, привык­шие к иждивенчеству, не умеют заботиться и думать о себе, о своем будущем. Они знают, что им некому помочь, а помочь са­мим себе они не могут. Дальняя перспектива им не по силам. Неуве­ренные в себе, они движутся в стихийном потоке»[12].

Все сказанное выше закономерно приводит к тому, что к мо­менту совершеннолетия и выхода из стен детского дома или ин­терната из детей-сирот формируются личности, не готовые к са­мостоятельной жизни. В исследованиях Ю.М. Мерзлякова приводится обобщенный образ выпускника детского дома, составленный на основе анализа научных исследований и практических наблюдений. «Его характерные особенности:

—отсутствие опыта социальных контактов с людьми (на рабо­те, в сфере обслуживания и т.д.);

—трудности в общении (там, где это общение свободно, где требуется строить отношения);

—несформированность потребности и способности трудиться;

—иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

—отсутствие личностного опыта нормальной жизни в семье;

—недоразвитие индивидуальности;

—отсутствие нравственного иммунитета к условиям негатив­ной среды;

—плохое состояние здоровья»[13].

Назовем следующие основные причины, которые спровоцировали развитие негативных качеств личностного развития воспитанников детских домов (речь не идет о детях с психическими дефектами).

1. Социальные условия прежней жизни в неблагополучных се­мьях или на улице. Многие дети пережили сильнейшие стрессо­вые ситуации, душевные травмы, которые наложили отпечаток на их психику при поступлении в детское учреждение.

2. Уже в доме ребенка на детях особенно сказывается дефицит об­щения. В наихудшем положении находятся младенцы, которым в ус­ловиях дома ребенка не только очень трудно компенсировать отсут­ствие биологического контакта с матерью, но и в силу большой загруженности педагогов обеспечить необходимое количество и ка­чество общения с окружающими людьми. Эмоциональное состояние детей осложняется тоской по дому, по родителям, хоть и плохим.