Смекни!
smekni.com

Психология больших социальных групп (стр. 3 из 7)

В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех иди иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень - сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом (Г. М. Гак, 1960).

Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.

Независимо от того, рассматриваем ли мы потребность как нужду (как это делает ряд авторов) или как движущую силу активности личности, в ней заключен социальный смысл. Высказанная В. Н. Мясишевым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет отношение к объективной действительности (В. Н. Мясищев, 1957).

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:

  • потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
  • потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы («Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, 1979, с. 74-75).

Для психологии больших групп в определенный период общественно-исторического развития важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей — потребности в труде, развитие познавательных и эстетических потребностей, потребности в общении.

В нашем сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова, 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развития России.

С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей. «Психологически, — считает А. И, Горячева, — интерес переживается в виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнею» (А. И. Горячева, 1965).

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп, экономические отношения данного общества, экономическое положение определенных социальных общностей и объединений. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. Но во всех этих субъектах интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей (А. Т. Ханипов, 1987).

В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, развиваются. Особенно ярко это проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований. Например, интерес к новому делу, предпринимательству в России возник в ходе таких преобразований. Интерес рабочих России к революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский период 1917 г.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, оценкой реальных возможностей и психологических условий.

Существенным является вывод ученых о том, что жизненные ориентации многообразными способами обусловлены закономерностями жизни общества, макрогруппы, микрогруппы, индивидуальной биографией, значимыми ситуациями. В общем виде в ориентации выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Тщательный анализ типологии ориентации в капиталистическом обществе содержится в работах Г. Г. Дилигенского. Он выделяет 7 типов таких ориентаций: ориентация статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации); предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, на развлечения); ориентация на материальное потребление, в более обнаженном виде — это потребительская ориентация; социально-патологическая ориентация, ориентация на творчество (эго уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные идеалы (Дилигенский, 1994).

С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном обществе.

Идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. Это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности. Идеал историчен, он социально детерминирован определенным уровнем развития производительных сил и характером групповых и личностных отношений. Идеалы людей отражают исторические стремления общностей (классов, наций) на каждом этапе развития. Поэтому идеалы могут быть реальными и нереальными. «Идеал для всякой эпохи, — писал А. И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего. Разумеется, чем всеобъемлемее и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его идеал (А. И. Герцен. Собр. соч., т. 3, с. 87).

«Идеалы,— по мнению В, Г. Белинского, — не произвольная игра фантазии, не выдумки, не мечты, и в то же время идеалы — не список с действительности, а указанная умом и воспроизведенная фантазией возможность того или другого явления». (В. Г. Белинский. Избр. произвел, в 2 томах, М., 1957, т. П, с. 435).

Идеалы социального прогресса, добра, справедливости направляли деятельность прогрессивных слоев населения во многих странах.

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б. Д. Парыгина (Б. Д. Парыгин, 1966). В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальным настроением он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальную обусловленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологических отношений); степень социальной детерминированности в них выше, чем в индивидуальных настроениях. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. д.).

Общественное настроение не является суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов. Социальное настроение обладает заразительностью, способностью к значительному усилению некоторых свойств настроений индивидов. «Общественное настроение является наиболее массовидным компонентом групповой психологии не только потому, что оно в отличие от других элементов психики функционирует постоянно, но еще и потому, что оно наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа» (Б. Д. Парыгин, 1966, с. 74).

Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когнитивной, потребностно-мотивационной. аффективной и регулятивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.