Смекни!
smekni.com

Психология больших социальных групп (стр. 4 из 7)

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

2.2.Формы проявления психологии больших групп

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

  • как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
  • как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения.

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок— это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем пли иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных люде и в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Заключение
В обосн

Под типологией мы понимаем разделение общества на те или иные социальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позволяющими характеризовать их статус в обществе, их социальные ориентации, а возможно, даже присущие им психологические особенности.

Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпосылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и от их ценностных ориентации.

Психологизаторские концепции слишком односторонне отражают процесс социализации личности. Они не учитывают многих других, помимо родительских, влияний, в результате которых складывается тот или иной социальный тип человека.

Наряду с социально-экономическими критериями стали использовать для дифференциации больших социальных групп социально-демографические признаки, такие как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. д. Однако практика социологических исследований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.

Новейшим направлением в решении проблемы типологии стал поиск социально-психологических критериев, которые позволили бы выявить различия в жизненных, нравственных и политических ориентациях групп, выделенных по названным критериям, и вскрыть психологические основания этих различий.

Наиболее ярким примером нового подхода стала «Программа ВЭЛС» (от английских слов values and life styles — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэнфордского исследовательского института. В процессе работы, проводившейся в течение 20 лет (1960-1980), объектами комплексного психологическою обследования стали 200 тысяч американцев. На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США. В качестве основных критериев для выделения различных групп были избраны ведущие личностные ценности граждан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологической точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии. Подробно описаны три большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа.

Первая группа - «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) состоит из подгрупп «Выживающих» и «Существующих». Центральная ценность для представителей этой группы заключается в выживании и обеспечении своей материальной и физической безопасности. Вторая под группа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.

Вторая группа — «Внешне направленные» (68%), главный ориентир ее представителей в жизни — «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу, «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям; «Стремящиеся к достижениям», ведущая ценность которых — добиться успеха в той или иной сфере деятельности.

Третья группа — «Внутренне направленные» (19%) — отличается ориентацией на внутренние потребности и включает в себя три подгруппы: «Я есть Я», для представителей которой важно отличаться чем-то от других (например, молодежные течения типа хиппи, панков и т. п.); «Экспериментирующие», то есть стремящиеся к насыщенной внутренней жизни в форме увлечений, например, экзотических течений в философии, религии, искусстве; и «Социально озабоченные» — заинтересованные в проблемах общества, руководствующиеся чувством долга и социальной ответственности.

Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые элементы «внешне направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни.

Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориентациях.

По каждой из подгрупп авторы исследования подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ их жизни, потребности и особенности поведения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями. Только в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между социально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ориентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.

Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомненно, открывает широкие перспективы, однако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.

6.2. Психология толпы

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы), К ним относятся следующие:

  • стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
  • общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
  • массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
  • политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
  • места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.