Смекни!
smekni.com

Формирование полороевых представлений у детей дошкольного возраста (стр. 2 из 8)

В семье функции между мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т.п.
Весьма важной стороной истории русских женщин Х до ХV в. является участие представительниц привилегированного класса в политической жизни того времени. История сохранила десятки имен древнерусских женщин прославившихся значительными поступками и свершениями. Среди них великая княгиня Ольга, московские княгини Мария Ярославна, София Витовна Марфа Борецкая, рязанская правительница Анна Васильевна, королева польская Елена Ивановна. Политические биографии этих женщин — свидетельства особого места, которое занимали древнерусские женщины во внутренней и внешней политике средневековой Руси. (17; 7)

Официальные педагогические источники Древней Руси, рождавшиеся одновременно с развитием русской государственности, утверждением христианства, несли в себе два начала, два влияния -
народный опыт, мудрость, героическое прошлое и настоящее русского народа и светско-религиозные нормы, развивающиеся в начальный период феодализма. В Уставе Ярослава Мудрого (978-1054
написанном вместе с митрополитом Илларионом, очень многие статьи зафиксировали период древней семейной педагогики, основы семейного и брачного права, сложившиеся еще в языческое время.
Это было данью истории и исторической преемственностью.

Вместе с тем утверждались новые гуманные нравственные нормы, регулирующие общественные и семейные отношения. Под особую охрану взята мать, женщина, девица, ребенок. Более 14 статей Устава из 43 защищают их честь, свободу, благополучие. Иллариону принадлежит «Слово о законе и благодати». Разработанные митрополитом законоположения о семейных отношениях, охране материнства и младенчества дают основание считать его основоположником официальной семейной педагогики Руси.

Основные педагогические идеи Устава Ярослава Мудрого, «Слова о законе и благодати» Иллариона находят продолжение и развитие в поучениях детям Владимира Мономаха (1117г.). В.Мономах открыто отвергает церковную педагогику самоуничтожения, аскетизма, покорности, утверждает свободу и творческие начала в воспитании. Он выступает за равные отношения между мужчиной и женщиной. «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой», - пишет он.

В ХVI в. явно обозначился патриархальный клад общества, положение и статус русской женщины сильно изменилось. “Главное, что повлияло на экономический статус женщины в России, - пишет Н.Л.Пушкарева, - стало появление новой формы землевладения – землевладения дворянского, «служилого». Женщины оказались исключенными из числа получателей новых земельных угодий, так как они не служили в войске, а именно за “службу верную» царь или Боярская дума награждали землей. Немалую роль сыграло и двухвековое татаро-монгольское иго. Для освобождения от него необходимо было единое централизованное автократическое государство. Русь собрала силы, сбросила в 1480г. иго, но автократическая система осталась. Известно, что в любом самодержавном, тоталитарном, иерархически построенном государстве структура семьи отражает все эти черты.

И русская семья ХVI в. несла на себе черты Московии как позднесредневековой монархии: усиливающуюся власть отца, мужа и вообще мужчины в доме, неполноправное положение женщин, особенно дочерей, молодых невесток и др. Основным документом, иллюстрирующим взаимоотношения мужчины и женщины, мужа и жены, является “Домострой” сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Из него мы
узнаем:

«Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но, по крайней мере, не держали взаперти. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол
находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Царевны были самые несчастные из русских девиц; погребенные в своих теремах, не смея показываться на свет, без надежды, когда будь иметь право любить в выйти замуж, они день и ночь пребывали в молитве и лица свои умывали слезами».
Вообще в России преобладал неопределенный взгляд на брак, вплоть до очень циничного. Необходимым следствием закрепления права на жену считались ревность и демонстрация власти над ней. Побои жены не преследовались, но даже “вменялись мужу в нравственную обязанность”. Жену секли, как малолетнего ребенка. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорило, что «он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет ив сем веке, и в будущем, и дом свой погубит».
Созвучна этому средневековая пословица: “Кто жалеет розгу, тот губит ребенка”. Просвечивает грозный архетип отношений Отца и Дочери. Ритуал свадьбы говорит о том же: передавая дочь на руки мужу, отец символически стегал ее плетью, передавая плеть мужу из рук в руки вместе со своими отцовскими правами на дочь, так что муж становился вторым отцом. Христианская заповедь гласит: «жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви». (10;304)
В христианской культуре Пресвятая Троица являет собой мужской знак: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой дух. И, несмотря на высказывания некоторых богомолов о недопустимости перенесения половых категорий на Бога, маркированность Бога как мужского знака пребывает и в богословии, и в общественном сознании незыблемым. Таким образом, “мужское” начало обожествляется, «женское» же расценивается как нечто недостаточное, требующее постоянного силового контроля со стороны «божественного» «мужского». Не случайно, видимо, в апокрифическом Евангелии от Фомы написано: «Симон Петр сказал им: “Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни”. Иисус сказал: “Смотрите, я направляю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное”.
Неудивительно, что в русском православии на редкость мало женщин—святых и почитание их неразвито. «Не более как за шестью русскими женщинами сохранилась до наших дней эта высокая честь, да и те все княжеского звания. Русская женщина имеет полное право жаловаться на невнимание к ней старинных грамотников», - сообщает в середине ХIХ века русский историк Ф. Буслаев, говоря об общерусских святых.
На протяжении многих веков женщинам приходилось нести на своих плечах, как мужские работы, так и мужские роли, мужскую ответственность. И в низах, и в верхах России роль женщины была велика. Между тем многие свидетели отмечали женообразие русских мужских лиц, специфический тип эмоциональности и капризности русских бояр, пассивность и мягкость русской души, странно и взрывообразно переходящей в противоположное состояние.
Собственно половое поведение имело довольно широкие и не всегда оформленные рамки. Случалось, мужественность тела влекла за собой женственность души и наоборот. Тем не менее, ХVI-ХVII века — период, когда были разведены на недосягаемую ранее дистанцию понятие мужского и женского. Мужское и женское начало утратили некую общую часть. Разделение функции стало абсолютным, разделение прав сделалось пустым понятием вследствие того, что у одной из сторон не стало никаких прав. (7;200)
В замечательном памятнике русской педагогики – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» Федора Поликарпова даются правила поведения для девушек дворянского сословия. Названия глав “Девичья честь и добродетелей венец”, «девичье целомудрие», “Девичье смирение” говорят сами за себя: нравственность, покорность утверждались основой семейной жизни женщин. Различие социальных ролей мужчин и женщин в обществе обусловило и различие в воспитании детей разного пола. Конкретные формы и содержание воспитания мальчиков и девочек были весьма многообразны в зависимости от экономического развития общества, национальных и культурных традиций. Детей с детства готовили к выполнению определенной социальной роли: девочек воспитывали как будущих хранительниц семейного очага, программа воспитания мальчиков была более обширной, большое значение имела подготовка к общественной деятельности.
Весьма прогрессивными для эпохи Домостроя оказались взгляды известных зарубежных педагогов и мыслителей Т. Мора, Т.Кампанеллы, Я. А. Коменского, Дж. Локка, идеи, которых объединяет мысль о равноправии мужчины и женщины в обществе, об их равнозначной полезности для отечества. Английский мыслитель – гуманист Томас Мор В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», написанной в 1516г., указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Т. Кампанелла считал свой «Город Солнца» счастливым государством тружеников и в 1602 г. написал: “Занятие отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием - наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами…»(15;77)
Ведающийся педагог - гуманист Я. А. Коменский считал получение образования в одинаковой мере необходимым и для мужчин, и для женщин, «так как и те и другие должны стремиться к тому, чтобы, получив нравственные наставления в науке, добродетели и религии, могли проводить настоящую жизнь”. Английский педагог Д.Локк, выдвигая свою программу воспитания джентльмена, указывал, что программа воспитания девочек требует иного подхода и методов.(13;22)