Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Психологии 7 (стр. 32 из 44)

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский (1966) считает язык и речь человека социальным продуктом, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным "орудием" его мышления и "организатором" поведения в целом. Ж. Пиаже (1932), напротив, полагает, что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения ("регистрации" умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.

Последняя точка зрения позволяет согласовывать основные положения всех других концепций и поэтому имеет много сторонников. К сожалению, методы, которыми располагает наука в настоящее время для решения вопроса о реальных процессах, лежащих в основе передачи и понимания речевых сообщений, еще чрезвычайно ограничены. Поиск строгих моделей тех языковых структур, которые отвечают за кодирование и декодирование речевых сообщений, т.е. почему язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми, составляет предмет активно развивающейся области науки — психолингвистики.

Филогенез языка — это процесс возникновения и развития человеческого языка вообще, а не процесс возникновения и развития языка каждой данной личности. Интересно отметить, что "момент" филогенетического зарождения языка датируется гипотетически очень отдаленными временами, так что Парижское лингвистическое общество еще в 1865 году в своем уставе запретило рассмотрение любых гипотез о происхождении языка, как проблемы "бесполезной" и "непродуктивной". Однако интерес к непознанному оставался, и возникло множество гипотез речевого филогенеза.

1. Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Смысл ее состоит в том, что человек обрел свой язык, подражая звукам природы. В любом языке, например, есть звукоподражательные слова, да и начала детской речи (которая как бы повторяет этапы филогенеза) содержат аналогичные словообразования.

2. Трудовая теория происхождения языка (теория "трудовых выкриков") возникла в XIX веке и наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.

3. Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее развита Н.Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В онтогенезе "сначала был осмысленный жест и эмоциональная фонация", а потом уже "осмысленный звук".

Другая область, которая дает факты в пользу жестовой теории, это наблюдения и эксперименты, проведенные в 60-70-е гг. нашего столетия с человекообразными обезьянами (Р. и Б. Гарднеры, Р. Футс, Д. Примак и др.). Результаты наблюдений показывают, что обезьяны способны к научению в определенной степени жестовой коммуникации глухонемых (обучение звуковому языку обезьян невозможно из-за несовершенства у них строения артикуляционного аппарата). За три года обучения с 11 -месячного возраста шимпанзе по имени Ушо у супругов Гарднеров освоила 132 знака американского жестового языка и "понимала" еще несколько сот других знаков, с которыми люди обращались к ней. Комбинируя знаки, обезьяны составляли го них несложные предложения, причем они отдавали предпочтение порядку "слов-жестов", при котором на первом месте находился субъект действия, на втором — действие, на третьем — объект (например: "ты — щекотать — Ушо"). Иными словами, шимпанзе демонстрировали представление о субъекте, действии и объекте (цит. по Горелов И.Н., Седов К.Ф., 1997).

Как на самом деле соотносятся сознательное и бессознательное в регуляции психики и поведения человека?

Сознание и бессознательное одновременно участвуют в регуляции практически любого поведенческого акта. Мы только что выяснили, что их соотношение друг с другом является не статичным, а динамичным, не постоянным, но изменчивым. Поскольку сознательное и бессознательное представляют собой разные уровни психической регуляции одной и той же деятельности, то ее контроль время от времени может переходит с одного уровня на другой, то есть становиться то сознательным, то бессознательным.

Сознание — это более высокий уровень регуляции, а бессознательное — более низкий уровень регуляции. Следовательно, регуляция деятельности начинает осуществляться на уровне сознания, когда перед человеком в этой деятельности возникают новые и более сложные задачи. Если деятельность протекает гладко, без проблем, то вполне достаточно бессознательного уровня ее контроля. Когда та или иная деятельность только еще осваивается человеком, то в ее регуляции преобладает сознательный контроль. Когда деятельность уже освоена человеком настолько, что может выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это общее правило динамического соотношения сознательного и бессознательного регулирования любой деятельности человека. Но даже когда деятельность уже полностью сформировалась, управление ею производится на нескольких уровнях регуляции, имеющих различное отношение к сознанию и бессознательному. Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровневая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным участием психики, какой являются движения человека. Изучая структуру внутреннего управления произвольными движениями, осуществляемыми человеком, он выделил четыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя также элементы психики. В тех случаях, когда деятельность человека особенно сложная и, кроме того, изменчивая и протекает в различных условиях, в ней, несомненно, преобладает сознательный контроль. Если деятельность не очень сложная, стабильная по своему характеру и привычная для человека, то в ее регуляции, скорее всего, значительна доля бессознательного.

Сознательная регуляция деятельности обычно связана с большими трудностями и с повышенными затратами как физической, так и психической энергии. Поэтому человек гораздо быстрее устает, когда занимается сложной умственной работой, чем простым физическим трудом. Бессознательная регуляция деятельности, напротив, не связана с большими энергетическими затратами, и поэтому работоспособность человека при ее выполнении выше, а утомляемость ниже. В качестве наиболее известного примера такой деятельности можно назвать работу мозга человека или деятельность его сердца. Несмотря на то что эти органы непрерывно работают в течение всей жизни человека, то есть десятки лет подряд, они практически не устают и, вместе с тем, обладают самой высокой работоспособностью. В связи с этим в соотношении сознательной и бессознательной регуляции деятельности действует следующий закон: тенденция к непрерывному переходу от сознательной к бессознательной регуляции. Действие этого закона связано с экономией энергии на осуществление деятельности, и эта энергия затем может быть потрачена человеком на сознательное освоение новых для него видов деятельности. Например, научившись совершать движения, связанные с использованием каких-либо инструментов, и доведя навыки их использования до уровня автоматизма, то есть перейдя в их контроле на бессознательный уровень, человек может затем переключить свое внимание и сосредоточить усилия на выполнении какой-либо сложной работы с помощью этих инструментальных навыков.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.