Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Психологии 7 (стр. 35 из 44)

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Общее понятие о характере

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.

Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных черт личности, к которым относятся:

Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.

Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.

Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.

Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Характер проявляется в тех целях, которые человек ставит себе в жизни, и в типических особенностях поведения, направленного на достижение этих целей. И в том и в другом отношении ведущей стороной характера являются волевые проявления человека. Общественная значимость характера данного человека оценивается тем, насколько его жизненные цели могут быть оправданы с точки зрения их общественного значения («серьезный» или «пустой» характер), и тем, насколько эти цели являются устойчивыми, насколько постоянно и неуклонно проводятся они в жизнь («твердый» или «слабый» характер).

Характер, как совокупность социально обусловленных черт личности, всегда получает со стороны общества ту или иную моральную оценку. К темпераменту же нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он рассматривается как составная часть характера. Сам по себе темперамент, будучи определен в основном физиологическими особенностями личности, не может оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку, поскольку проявления темперамента затрагивают общественные отношения человека, они характеризуются как допустимые или недопустимые, достойные или недостойные.

Карл Леонгард - выдающийся немецкий психиатр, известный своим подходом к диагностике и дифференциации самого распространенного психического заболевания - шизофрении. Он был продолжателем воззрений К. Клейста, который считал, что, как и при неврологических заболеваниях, психические расстройства следует объяснять патологическими процессами, имеющими свою локализацию в головном мозге, а сама природа шизофрении заключается в наследственной дегенерации. Но тем не менее, в истории психиатрии и психологии Леонгард остается как автор концепции об акцентуированных личностях. Разработка именно этого вопроса представляет для моей работы величайший интерес и необходимость.

Концепция акцентуированных личностей, излагаемая в данном труде, основана на монографии “Нормальные и патологические личности”, написанная и изданная в 1964 г.(VEB. Издательство “Volk und Gesundheit”). Из этой монографии много заимствовано. Во второе издание было внесено много поправок и дополнений, и в марте 1975 года в Берлине книга бала завершена и отдана в печать. Однако издается она в США издательством “Donald Press”, New-York, в 1976 году.

Несколько слов о структуре книги. Она состоит из введения и двух частей.

Введение очень короткое, после него начинается весьма важный раздел, который интересен для профессионалов - психиаторов, “Методы диагностики личности”. Он написан таким понятным, конкретным языком, что доступен не только профессионалу.

В первой части монографии дан психологический и клинический анализ различных ацентуированных личностей, т.е. людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием.

Вторая часть является как бы иллюстрацией к первой, т.е. в ней проводится характерологический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзак, Гете, Стендаля и других. В предисловии к своей работе автор объясняет свое стремлении не быть “голословным ученым, а конкретно подтверждать теоретические рассуждения наглядными примерами, взятыми из жизни или из книг великих писателей - психологов”.

Данный труд посвящен личностям не патологическим, а нормальным, хотя и акцентуированным. Если изображение их порой так ярко и выразительно, что создается впечатление патологичности описываемых людей, то это связано лишь с намерением того или иного автора как можно более резко подчеркнуть анализируемые личностные черты. Именно поэтому Леонгард ссылается на Достоевского и Толстого, объясняя, что у Достоевского с исключительной силой показаны различия в поведении разных людей. Акцентуированные личности, представляющие при деловом профессиональном описании не более чем научный интерес, благодаря Достоевскому делаются близкими нам, мы воспринимаем их более непосредственно, зримо. Некоторым критикам персонажи Достоевского представлялись патологическими. Однако, как утверждает автор, это мнение основано на недоразумении: именно в силу того, что Достоевский изображал психологию и поступки людей столь образно, столь захватывающе, им и приписывался патологический характер. На самом же деле поведение всех героев есть поведение людей совершенно нормальных.

Все описано живым литературным языком, а термины очень подробно разъяснены, что делают неуместным публикование специального глоссария.

В настоящей работе Леонгард не дает определения введенному им термину “акцентуация”, более того, он считает акцентуацию характеристикой темперамента, однако на этом стоит остановиться.

Акцентуация - это чрезмерное заострение отдельных черт личности.

Если у нормальной личности все жизненные трудности связана с трудностями внешней ситуации, а не с самой собой, то при скрытой особенности, связанные с задатками или способностями, корригируются правильным воспитанием. И в общении признаков акцентуации не выявляется, но сама личность испытывает определенные трудности. Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могут выйти наружу. При неявной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых случаях, когда личность столкнется с препятствием. Если жизнь акцентуированной личности сложится неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, трудно отличимая от психопатии.