Смекни!
smekni.com

Социально-психологические представления об успешности личности (стр. 3 из 12)

4) На уровне больших соци­альных групп создан подход к изу­чению элементов обыденного созна­ния. Изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж-Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. [19]

Именно концепция социальных представлений С. Московичи способствовала появлению и распространению новых исследований представлений. Во многом отечественная теория социальных представлений опиралась на концепцию Московичи (Т.П. Емельянова, А.И. Донцов, К.И. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева и др.).

Мы более подробно остановимся на подходе К. А. Абульхановой-Славской, так как этот подход является основным в понимании социальных представлений в отечественной психологии.

К.А. Абульханова-Славская в своей концепции о социальном мышлении личности, соединяет социально-психологические и личностные подходы. Согласно её взглядам социальные представления следует рассматривать как механизм сознания личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской социальное мышление личности выступает в качестве функционального способа сознания личности. Сознание, в свою очередь, есть постоянно возобновляющийся процесс осознания мира, других людей, себя, т.е. активное мышление, связанное с проблемами социальной действительности. Именно в состав социального мышления входят и социальные представления наряду с другими процедурами мышления.

Таким образом, чтобы более глубоко понять, что К.А. Абульханова-Славская понимает под социальными представлениями необходимо более подробно разобрать, что такое социальное мышление.

Социальное мышление понимается как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях. Речь идет о том, насколько субъект «пользуется» своим мышлением, «загружает» его, о регулярности интеллектуальных занятий.

Социальное мышление личности рассматривается как психический, личностный продукт, функциональный «орган» ее жизни в данном обществе. [2]

Предметом мышления личности является вся социальная действительность в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведения людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Мышление личности выражает ее отношение к социальной действительности в целом, а также к конкретным формам этой действительности, на которые последняя структурируется в данном обществе в данную эпоху: моральным, правовым, политическим и главное - собственно ценностным (духовным, культурным).

С помощью социального мышления личность вырабатывает систему взгля­дов на действительность, осуществляет определенную теоретизацию способа жизни в своей концепции жизни и в своем внутреннем мире.

Специфика индивидуального сознания и социального мыш­ления, может быть раскрыта только через изучение способа его функционирования, связанного с реальными жизненными отношениями личности, - и теми, которые от нее зависят, и теми, которые складываются и детерминируют ее сознание независимо от нее. Все понятийные, рациональные и обыденные, житейские формы и механизмы сознания, присущие ему операции образуют специфическую функциональную систему, когда личность становится мыслящим субъектом. Основная функция сознания и мышления личности заключается в определении ее соотношения с действительностью и собственного способа жизни. Тогда одни операции, механизмы, стереотипы, присущие ее общественному сознанию, становятся тормозом, другие - продуктивным условием определения, осмысления этого отношения. Функция социального мышления состоит как в обобщении, так и в конкретизации, дифференциации, интеграции множества изменчивых и вместе с тем принципиально существенных для данной личности отношений и взаимоотношений.

Пос­редством социального мышления сознание личности придает определенность неопределенным отношениям, вноситопределенность в то, что является противоречивым, многогранным. При этом оно само «пользуется» любыми интеллектуально-духовными формами и способами: в одних случаях рациональ­ными, понятийными, в других — иррациональными, интуитивными, в одних — коллективными, в других — индивидуальными.

Переход общественного сознания, традиционно выделявшегося в самосто­ятельный уровень, к индивидуальному происходитименно в сознании личности, которая должна абстрагироваться от стереотипов первого, чтобы достичь конструктивности второго.

Образующими социального мышления являются совокупность процедур и социальные представления. К процедурам социального мышления относятся следующие:

1. Проблематизация. С помощью этой процедуры разрешаются противоречия между личностью и действительностью в целом, личностью и другими в частности.

2. Интерпретация. Отнесения нечто к субъекту переживания, понимания.

3. Репрезентация. Факт индивидуального сознания, психосоциальное явление, включающее в себя единство когнитивного и эмоционального.

4. Категоризация. Это познавательная процедура теоретического определения объективной действительности, а так же процедура соотношения «мы» - «они» фактически означает субъект-объектную оппозицию (АС кн)

Так как социальные представления являются составляющими социального мышления, то можно сделать заключение, что социальные представления относятся к формам индивидуального познания. По А.К. Социальные представления – это составляющие индивидуального сознания личности, в котором уже связаны представления о других и себе. [2]

Глава 2. Понятие «успех» и факторы, влияющие на его достижение.

2.1. Понятия «успех». Формы успеха.

Успех – понятие неоднозначное. Каждый человек сам для себя определяет критерии успеха. То, что для одного человека является успехом, совсем необязательно будет успехом для другого.

Для того, чтобы определить социальные представления об успехе, нам необходимо раскрыть сущность данного понятия. Для этого стоит рассмотреть как понимают «успех» различные авторы.

Анализ понятия успеха показывает, что первоначально успех отождествляли с удачей. Согласно толковому словарю (сост. Ожегов С.И.) «успех» определяется как: 1. удача в достижении чего-либо; 2. общественное признание. [15]

В литературе, также, можно встретить понимание успеха в широком и узком смысле. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал. В узком смысле - успех - это оценка конкретного результата, достижения, значимости для личности. Таким образом, успех всегда связан с личной значимостью результата.

Вообще, само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, вы­делиться в нем, соответствовать социальным параметрам пре­успевания, в связи с этим, «успех» часто определяют как выполнение, достижение цели. [22]

Таким образом, понятие успеха в литературе понимается с трех точек зрения: 1) это достижение определенного результата, который оценивается личностью как значимый. В этом понимании успеха фиксируются как объективные показатели достижений, так и субъек­тивная его оценка. 2) под успехом может пониматься обще­ственное признание достижений человека. Данное определение фик­сирует социальный, нормативный аспект успеха. 3) под успехом понимается удача в чем-либо. [10]

Таким образом, успех связывается с объективными характеристиками (удачей, признанием общества, хорошими результатами), и субъективными характеристиками (успех, который воспринимается личностью как значимый).

В психологической литературе успех понимается как форма проявления потребности в самоутверждении. [10]

Дементий Л.И. в своей монографии «Ответственность как ресурс личности», утверждает, что успех (или неудача) «сопровождает» любую активность человека, он «пронизывает» все виды социальной активности, так как связан с фундаментальными социальными потребностями. Успех - явление многоаспектное и полифакторное: он включает в себя и ресурсы личности (ее способности, возможности, творческий потенци­ал, мотивационную направленность, самооценку, притязания) и ее социальные ориентиры. [10]

Лабунская В.А. в своей книге «Социальная психология личности в вопросах и ответах» определяет успех как некоторый «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества».

Таким образом, успех – это определенная «форма самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения».

Достижение успеха – процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Однако в сознании людей могут сосуществовать различные модели успеха. В связи с этим отечественный психолог Г.А. Тульчинскийвыделяет четыре ос­новные формы успеха: 1) «результативный» успех, который приносит личности определенное социальное признание (успех – «популярность»); 2)успех, который выражается в значимом для личности признании; 3)успех – преодоление трудностей и, прежде всего самопреодоление; 4)успех – реализация призвания, когда значима сама деятельность, а не результаты. Стоит рассмотреть подробнее каждый вид успеха, выделенный автором.[23]

Первый вид – это успех-популярность. В прямом понимании успех – это признание, популярность в обществе. Таким образом, можно сказать, что в успехе фокусируется общественное признание способностей человека, степени его одаренности, талантов. Но для успеха популярности обладания ими недостаточно, личности необходимо суметь еще и «преподнести» себя. Американский психолог Э. Фромм считал, что «каждый из нас должен предложить особый тип личности, который независимо от их различий должен удовлетворять одному условию – пользоваться спросом». Данная форма ориентации на успех, успех-популярность, характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества Однако не каждый человек способен выдержать такой успех, пройти через него без деформаций. Для незрелой личности такой успех становится прямым выражением самооценки, которая, в свою очередь, становится простым отражением временной и достаточно изменчивой славы. При этом важно, чтобы успех-популярность не стал приоритетным, не вышел на передний план жизненных ценностей.