Смекни!
smekni.com

Социально-психологические представления об успешности личности (стр. 4 из 12)

Вторая форма успеха – это успех как признание «значимыми другими». Для психологии здоровой личности важно не просто стать знаменитой любой ценой, завоевать уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание и самооценка личности проявляется в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде «значимых других» (семьи, друзей, коллег по профессии, авторитетных экспертов). Именно здесь проявляется избирательность личности, для которой важен не любой успех, не любое признание, а только значимое для нее самой. Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к деятельности. Особенно остро ориентация на такой успех проявляется у молодежи в ситуации нравственных искажений общественного сознания, нравственной болезни общества, когда социальное признание идет вразрез с социальной справедливостью. В такой ситуации у индивида развивается «боязнь» успеха, точнее – «уход от успеха», избегание его [23]. Именно в такой атмосфере возможно уклонение молодых людей от общественно значимой деятельности. Такой «уход» от социально значимого успеха может выражаться также и в антиобщественной, и даже в преступной деятельности.

Третьей формой успеха выступает успех-преодоление и самоопределение. Для формирования и развития личности важен не только успех как признание результатов ее деятельности, но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем и противоречий жизни. Как свидетельствует история, жизнь большинства выдающихся людей, отмеченная знаком успеха, была насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкладывая колоссальный труд в дело, которому они себя посвятили. Он выступает не просто как преодоление каких-то внешних преград, но и как самоопределение, самостановление, самотворчество личности. Все это способствует накоплению бесценного жизненного опыта. Они являются основой того, чтобы для самой личности ее собственные деятельные силы стали реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего самостановления и самовыражения. Данный вид успеха особенно важен для молодых людей, которым необходимы реальные задачи, реальные трудности, а не относительно легкие, беспроблемные условия жизни. Осознание своих возможностей, достаточных для разрешения жизненных и творческих проблем, дает человеку очень мощный положительный заряд, что может в какой-то мере компенсировать недостаток знаний, умений и опыта, тогда как недостаток знаний, умений и опыта приводит, по мнению Тульчинского, к формированию у человека «комплекса неудачника» [23]. Согласно Тульчинскому, человек в любой момент времени представляет собой не только то, чем он уже стал, чем является, но и то, что он еще не реализовал, его возможности. Очень ярко это проявляется у молодых людей, которые всегда стремятся стать больше, чем они есть на самом деле. Это может проявляется либо просто в стремлении быть загадочным, непонятым для других, либо даже в установке на преодоление самого себя, в стремлении выйти за свои собственные границы. В последнем случае успех-самопреодоление, подкрепленный любым по величине социальным признанием, является мощным стимулом и фактором становления и развития личности.

Четвертая форма успеха – это успех призвание. Бывает, что на пути к успеху человек получает удовлетворение не столько от конечного результата, сколько от самого процесса его достижения. Для достигающей личности с ярко выраженной потребностью в самоутверждении, достижение успеха является полновесной ценностью и детерминантой самотворчества. Такие люди работают, не покладая рук над решением определенной проблемы, не только ради достижения поставленной цели или общественного признания, а ради просто получения определенного удовлетворения от самой деятельности. Деятельность сама по себе несет для них смысл, а все остальное (удовлетворение потребности в притязании, славе, признании, статусе, материально вознаграждении) имеет значение лишь во вторую очередь.

Таким образом, анализируя выделенные Тульчинским формы успеха, можно сказать, что при переходе от одного уровня к другому возрастает роль индивидуализации в процессе социализации личности. Если на первых этапах своего становления личность ориентируется на внешнее социальное одобрение или порицание, то по мере социализации, по мере усвоения общественных норм и ценностей, их принятия или отвержения личность начинает опираться на собственные социальные ориентиры.

2.2. Подходы к проблеме успеха в отечественной и зарубежной психологии.

Успех – это одна из ведущих жизненных ценностей человека. Исследования успеха с этой точки зрения давно стали традиционными за рубежом. В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривались определенные прикладные аспекты проблемы успеха. В настоящее время ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни общества.[13]

Проблемой успеха интересовались еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, считал, что они выражаются в способностях, усилиях личности, которые направлены на достижение определенного результата (материального уровня жизни). Платон большое внимание уделял мотивам славы и признания. По его мнению, слава – это форма признания заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств личности.

Древнегреческие мыслители выделяли «агональный» тип личности, ориентированный на раскрытие творческого потенциала, высокий уровень воплощения спо­собностей, эффективность в достижениях, победу в состяза­ниях. Ориентация грека на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. В стремлении древнего грека к славе видели одну из движущих сил цивилизации.

С конца 50-х г.г. стремление к успеху в социальной психологии считалось, чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления был Д. Мак-Клелланд. В рамках данного подхода исследовались социально-психологические механизмы формирования установки на успех в больших и маленьких сообществах.

Примерно в это же время, Дж. Аткинсон указывает на существование в структуре мотивации достижения мотива стремления к успеху и мотива избегания неуспеха. По его мнению, активность личности - это результат этих двух противоположных тенденций. Они сложны по своему составу, так как в них наряду с постоянными личностными диспозициями входят и ситуационные детерминанты. Идеи Аткинсона послужили основой для ряда теорий мотивации достижения, объясняющих поведение и деятельность с точки зрения успешности, различными личностными моделями мотивации достижения.

Как правило, в литературе выделяют два направления, в рамках которых анализируются механизмы успешной деятельности индивида. К первому направлению можно отнести биологически ориентированные теории одаренности. По мнению авторов этих теорий, причины успеха личности заключаются в особенностях органической конституции человека, его индивидуальных биологических особенностях. Они считают, что существенную роль в процессе обретения успеха играет интеллект, духовное овладение значимыми для личности сферами. Этой позиции придерживается отечественный психолог Симонов В.П. Он считает, что для успешного удовлетворения своих многочисленных потребностей человек должен много знать. У каждого человека должна быть развита так называемая мотивационная компетентность, но не в смысле простого накопления и усвоения знаний, а в смысле потенциальной готовности человека решать поставленные задачи со знанием дела. [24]

Второе направление, анализирующее механизмы успешной деятельности, является наиболее разработанным, как в отечественной психологии, так и за рубежом. В рамках этого направления изучаются человеческие факторы эффективности деятельности, детерминанты социального и профессионального успеха личности. По мнению сторонников этого направления, профессиональная успешность личности зависит не только от способностей человека, его подготовленности, но и от характера цели и желания работать.

Уровень успеха личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей. Многие исследователи занимаются изучением этих особенностей. В частности эту проблематику затрагивали, представители гештальтпсихологии, а именно У. Джемс, К. Левин, Ф. Хоппе, М. Юкнат.[24]

Представители школы К. Левина, занимались изучением вопроса о влиянии уровня притязаний, самооценки и уровня достижений на успех личности. У. Джемс, показавший взаимосвязь между самооценкой личности, степенью «уважения» ею самой себя, уровнем притязаний и успехом, писал, что наше довольство собой в жизни обусловлено тем, какому делу мы себя предназначаем.

Ф. Хоппе связывал успех и неуспех в конкретной деятельности с достижением или недостижением тех результатов к которым стремится человек. Успех, по его мнению, является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности.