Смекни!
smekni.com

Межличностная аттракция 2 (стр. 11 из 12)

Основная идея состоит в том, что характер ранних взаимоотношений детей с их родителями оказывает влияние на то, как человек подходит к своим романтическим увлечениям, уже будучи взрослым (Collins, Read, 1990; Henry, Holmes, 1998). Например, у ребенка с уверенным стилем привязанности может сформиро­ваться ожидание, что большинство людей отзывчивы, заботливы и заслуживают доверия. Такого рода убеждения получили название рабочей модели взаимоотно­шений человека. Достигнув зрелого возраста, этот человек может проявлять тот же самый уверенный стиль привязанности к романтическим партнерам и вы­страивать с ними удовлетворительные и прочные взаимоотношения. В отличие от этого тревожный/амбивалентный ребенок мог бы стать взрослым, который стре­мится к любви, но боится быть отвергнутым. Избегающий ребенок мог бы стать взрослым, который боится близости и не доверяет людям. Конечно, стили привя­занности могут меняться по мере приобретения человеком нового жизненного опыта. Например, полноценные и удачные взаимоотношения в юности могут по­зволить человеку, не обладавшему уверенным стилем привязанности в детстве, (390) приобрести более доверительную рабочую модель взаимоотношений и научиться выстраивать уверенные формы привязанности со сверстниками. Свидетельства постоянства стиля привязанности мы находим в лонгитюдном исследовании, в ходе которое отслеживалось развитие индивидов на протяжении их жизни от 1 до 21 года (Waters, Merrick, Albersheim & Treboux, 1995). Если в жизни человека не происходило значимого, связанного с привязанностью события, например смерть одного из родителей, развода родителей или случаев физического насилия, большинство участников (72%), став молодыми людьми, сохраняли тот же самый стиль привязанности, который они усвоили в детстве. Напротив, из индивидов, переживших какое-либо негативное событие во взаимоотношениях с родителя­ми, только 44% демонстрировали тот же самый паттерн привязанности. В другом лонгитюдном исследовании, изучавшем женщин с 21 года до 52 лет, также обна­ружилась согласованность в их рабочих моделях вне зависимости от времени (Klohnen & Вега, 1998).

Все больше данных указывают на то, что стили привязанности влияют на качество романтических взаимоотношений взрослых людей. Обобщая результаты исследований среди студентов колледжей, а также других выборок взрослых людей, Бреннан и Шейвер (Brennan, Shaver, 1995) предложили следующий собира­тельный портрет трех групп.

Уверенные взрослые. Эти взрослые описывают себя как людей, способных сравнительно легко вступать в близкие взаимоотношения с людьми, и утвержда­ют, что их редко беспокоят мысли об отказе. Уверенные взрослые имеют тенден­цию описывать свои наиболее важные любовные связи главным образом как счастливые, дружеские и доверительные. Они склонны делиться своими мыслями и переживаниями с партнером. Уверенные взрослые также чаще по сравнению с остальными описывают своих родителей в позитивных терминах — как заботливых, справедливых и любящих, а также счастливых в браке.

Избегающие взрослые. Эти взрослые сообщают о существовании определен­ных проблем в достижении близости с другими людьми или полного доверия к романтическому партнеру. В характеристике своих наиболее важных любовных связей избегающие влюбленные отмечают эмоциональные подъемы и спады, ревность и боязнь близости. Избегающие взрослые склонны отрицать свои потребно­сти в привязанности, не придавать большого значения завершению романтических взаимоотношений и больше концентрироваться на работе. Они реже вступают в доверительное общение с партнерами и (среди студентов колледжей) чаще всту­пают в сравнительно непродолжительные сексуальные связи. В отличие от уве­ренных взрослых, избегающие взрослые имеют тенденцию описывать своих ро­дителей как более требовательных, критичных и отстраненных.

Тревожные/амбивалентные взрослые. Наконец, взрослые, которые ищут близких взаимоотношений, но выражают беспокойство в отношении того, что их любовь останется без ответа, а они сами окажутся отвергнутыми, характеризуют­ся как тревожные/амбивалентные. Эти тревожные/амбивалентные респонденты описывают свои наиболее важные любовные связи как наваждение, отмечают обостренное желание взаимности и единения, эмоциональные подъемы и спады, крайнее сексуальное влечение и ревность. Они чаще влюбляются с первого взгля­да и испытывают непонимание со стороны романтических партнеров и товари­щей по работе. В отличие от уверенных взрослых, тревожные/амбивалентные (391) респонденты имеют тенденцию описывать своих родителей как более навязчивых и требовательных людей, и характеризовать их брак как несчастливый.

Исследования показывают, что люди с уверенным стилем привязанности име­ют тенденцию выстраивать более удовлетворяющие, прочные, близкие и благополучные взаимоотношения, чем люди с избегающим стилем (Feeney, 1996; Shaver, Hazan, 1993). Участники одного из исследований, студенты колледжа, на протя­жении недели вели ежедневные записи о своих социальных взаимодействиях (Tidwell, Reis & Shaver, 1996). В целом уверенные индивиды сообщали о высокой степени близости, удовольствия и положительных эмоций от своих контактов с людьми противоположного пола. Избегающие участники сообщали о меньшей степени близости и меньшем удовольствии; они также испытывали большее на­пряжение, волнение, утомление, неловкость и меньшее удовлетворение от своих взаимодействий с другим полом. Описания своих социальных контактов тревож­ными/амбивалентными индивидами во многом совпали с описаниями уверенных индивидов.

Стиль привязанности может также влиять на то, как романтические партнеры ведут себя по отношению друг к другу. Это иллюстрируется результатами исследования, в ходе которого изучались реакции встречающихся пар на ситуацию, в которой женщина испытывает стресс (Simpson, Rholes & Nelligan, 1992). Участ­вующие пары приходили в лабораторию, где им предлагалось заполнить опрос­ник, измеряющий стили привязанности. Вслед за этим экспериментатор говорил каждой женщине, что ей предстоит «оказаться в ситуации, когда нужно будет пройти через ряд экспериментальных процедур, вызывающих значительную трево­гу и волнение у большинства людей. Характер этих процедур не позволяет расска­зать вам что-нибудь большее о них на настоящий момент» (р. 437). Затем женщине показывали темную, без окон, комнату, использовавшуюся в психофизиологиче­ском исследовании, где якобы будут происходить эти «процедуры». Однако, как объяснял исследователь, оборудование еще не вполне готово, и поэтому женщину просили подождать несколько минут в обществе своего молодого человека. В те­чение следующих пяти минут все взаимодействия между женщиной и ее партне­ром фиксировались видеокамерой. Последующий анализ видеозаписей показал, что по мере увеличения тревоги, вызванной предстоящим экспериментом, жен­щины с уверенным стилем привязанности искали у своих партнеров утешения и поддержки, тогда как избегающие женщины отстранялись от своих партнеров, как эмоционально, так и физически. В ответ на увеличившуюся тревогу своих подруг уверенные мужчины были склонны оказывать большую поддержку, тогда как избегающие мужчины оказывали меньшую.

Результаты этих и других исследований говорят о том, что подход с позиций теории привязанности позволяет ученым значительно продвинуться в понима­нии взаимоотношений взрослых людей, в том числе между романтическими партнерами. В настоящее время изучение взрослой привязанности является одной из активно развивающихся областей исследований в социальной психологии роман­тических взаимоотношений.

В этой главе мы описали человеческие потребности в общении и обсудили во­прос о том, почему нам нравятся одни люди и не нравятся другие. Мы также пре­доставили вашему вниманию обзор психологических исследований романтической (392) любви и привязанности в зрелом возрасте. Следующая глава посвящена изучению взаимодействий в личностных взаимоотношениях.

Резюме

1. Люди — это социальные животные, которые проводят большую часть жиз­ни в окружении других людей.

2. Лабораторные эксперименты показали, что аффилиативные тенденции
усиливаются, когда люди находятся в состоянии страха или неопределен­ности.

3. Уже в младенческом возрасте дети формируют сильные привязанности к
значимым в своей жизни взрослым. В результате исследований были выделены три стиля привязанности: уверенный, избегающий и тревожный/ам­бивалентный.

4. Вайсс и другие исследователи попытались классифицировать конкретные
выгоды, извлекаемые из социальных взаимоотношений взрослыми людьми, такие как привязанность, социальная интеграция и руководство.

5. Одиночество является переживанием субъективного дискомфорта, кото­рый мы испытываем, когда наши отношения характеризуются количественным или качественным дефицитом. Одиночество может варьировать от
временного ощущения в результате изменений в нашей социальной жизни
до хронического и устойчивого состояния. Эмоциональное одиночество
вызывается недостатком взаимоотношений привязанности; социальное
одиночество вызывается недостатком социальной интеграции.