Смекни!
smekni.com

Межличностная аттракция 2 (стр. 9 из 12)

Любовь преданных друзей. Любовь является уютной и безмятежной близостью, кото­рая постепенно возникает из товарищества, взаимного участия и искренней откровен­ности. Любящий любовью преданных друзей внимателен, сердечен и по-дружески уча­стлив. Он или она могли бы согласиться с мыслью: «Моя самая счастливая любовь родилась из крепких дружеских взаимоотношений».

Прагматическая любовь. Это «любовь, которая выбирает супруга аналогично покупке в магазине, и все, что ей требуется, это чтобы взаимоотношения были хорошими, что­бы два партнера подходили друг к другу и удовлетворяли базовые потребности друг друга» (Lee, 1973, р. 124). Прагматический влюбленный ищет скорее удовлетворенно­сти, чем возбуждения. Он или она могли бы согласиться, что «один из факторов, кото­рые следует учитывать при выборе партнера, связан с тем, как он/она отразится на моей карьере».

Альтруистическая любовь. Этот стиль любви является безоговорочно любящим, да­рующим и прощающим. Под любовью понимается обязанность служить любимому че­ловеку без каких-либо предварительных условий. Альтруистический влюбленный мог бы сказать о себе: «Я не могу испытать счастья до тех пор, пока не поставлю счастье моего любимого превыше моего собственного».

Спортивная любовь. Этот человек играет в любовь подобно тому, как другие играют в теннис или шахматы: ради удовольствия от «любовной игры» и победы в ней. Взаимо­отношения не являются длительными и обычно заканчиваются, когда партнер стано­вится скучным или слишком серьезным. Игрок мог бы сказать: «Я получаю удовольст­вие, разыгрывая "любовные партии" с самыми различными партнерами».

Мысли влюбленных. В 1970-х годах Зик Рубин проводил исследования с це­лью понять типичные мысли влюбленных. Рубин (Rubin, 1970, 1973) определял любовь как аттитюд к другому человеку — т. е. специфический набор мыслей о любимом человеке. Опираясь на результаты исследований, проводившихся среди студентов колледжей, Рубин выделил три основные темы, на которых сосредоточены мысли влюбленного человека. Одна из тем, определенная Рубином как «привязанность», связана с ощущением необходимости данного партнера. Примером (382) может служить утверждение: «Мне было бы тяжело обходиться без...». По­добные высказывания отражают осознание человеком своей зависимости от дру­гого человека, обеспечивающего ему существенные блага и преимущества. Вторая тема касается заботы о другом человеке, что иллюстрируется следующим утвер­ждением: «Я бы почти все сделал для...». Центральным моментом этого отноше­ния является желание способствовать благополучию другого человека и чутко реагировать на его нужды. Третья тема связана с доверием и самораскрытием. Ру­бин использовал эти три темы для разработки Шкалы любви, измеряющей сте­пень выраженности мыслей о любви к другому человеку.

Действия влюбленных. В оценке того, любит ли нас другой человек, мы обыч­но опираемся не только на слова, но и на его поведение по отношению к нам. Если человек клянется вам в своей любви, но при этом забывает о дне вашего рождения, проводит время с другими, критикует вашу внешность и никогда не делится с вами своими секретами, вы можете усомниться в искренности слов этого чело­века. Свенсен (Swensen, 1972) просил людей различного возраста указать, какие действия они связывают с проявлениями любви к романтическому партнеру или супругу. Полученные ответы были разделены на семь категорий, или типов дей­ствий влюбленных людей:

1. Произнесение слов «Я тебя люблю» и других нежных слов.

2. Физические проявления любви, такие как объятия и поцелуи.

3. Откровенные разговоры.

4. Невербальные проявления чувств, например радость и раскованность в присутствии своего партнера.

5. Материальные признаки любви, такие как преподнесение подарков или оказание помощи в решении проблем.

6. Нематериальные признаки любви, такие как выражение интереса к делам
человека, уважение его мнений или оказание моральной поддержки.

7. Проявление терпения и готовности приносить жертвы ради сохранения
взаимоотношений.

Свенсен обнаружил, что многие из этих признаков романтической любви расценивались также как проявления родительской, братской и дружеской любви.

Кинг и Кристенсен (King, Christensen, 1983) выделили ряд специфических действий и событий, показывающих, как далеко влюбленные или встречающиеся лю­ди продвинулись в направлении женитьбы (замужества). В большинстве случаев студенческие пары, принимавшие участие в этом исследовании, проходили через прогнозируемую последовательность событий, которые развивались в направле­нии принятия все больших обязательств по отношению друг к другу. К действи­ям, происходившим на ранних стадиях развития взаимоотношений, обычно отно­сились совместное проведение всего дня и называние партнера нежным именем. На следующей стадии партнеры начинали относиться друг к другу как к своему «любимому» и «любимой» и получать приглашения от других людей к участию в различных мероприятиях в качестве пары. Дальнейшее развитие событий было связано с признанием в любви и переходом на встречи исключительно друг с дру­гом. Типичным следующим шагом было обсуждение совместной жизни или свадь­бы и совместное проведение каникул. События, свидетельствующие о наибольшем (383) прогрессе, включали совместное проживание или заключение помолвки. Хотя студенческие пары и различались в том, насколько далеко они продвинулись в своих взаимоотношениях, а также в скорости своего продвижения в направлении их укрепления, большинство из них проходили подобную последовательность ключевых событий.

Чувства влюбленных. Романтическая любовь от дружбы отличается не только чувствами, но и наличием определенных физических симптомов ее проявления. Как поется в популярных песнях, сердце влюбленного начинает биться чаще, влюбленный теряет сон и становится рассеянным. Дабы изучить этот аспект любви, исследователи попросили 679 студентов университета оценить интенсивность различных чувств, которые они испытали в ходе своей нынешней или последней любовной связи (Kanin, Davidson & Scheck, 1970).

Наиболее частыми реакциями явились ощущение полноты жизни (указали 79% студентов) и невозможность сосредоточиться на чем-либо (указали 37% студентов). К другим реакциям относились «пребывание на седьмом небе» (29%), «желание бегать, скакать и кричать во все горло» (22%), переживание «острого возбуждения перед свиданиями» (22%) и ощущение «легкости и беспечности» (20%). На присутствие сильных физических ощущений, таких как холодные ру­ки, тошнота или мурашки, сослались 20%, а на бессонницу — 12% студентов.

Исследователи также обнаружили различия между любовными переживания­ми женщин и мужчин; женщины чаще сообщали о сильных эмоциональных реак­циях (Dion & Dion, 1973). Остается неизвестным, отражают ли эти реакции действительные половые различия в переживаниях любви или просто большую готовность женщин признаваться в таких чувствах.

В целом исследования выявили ряд мыслей, чувств и действий, которые люди, жители Соединенных Штатов, обычно связывают с любовью. Однако исследования также показали, что индивиды различаются в своих специфических любов­ных переживаниях. Это наводит на мысль о существовании разных типов любви. Следующий раздел нашей книги посвящен сравнению страстной и товарищеской любви.

Страстная любовь и товарищеская любовь

Страстная любовь (passionatelove) определяется как «необычайно бурное, эмоциональное состояние: нежность и плотское вожделение, восторг и боль, страх и умиротворение, альтруизм и ревность соседствуют рядом в смешении чувств» (Berscheid, Walster, 1978, p. 177). Эмоции занимают центральное место в страст­ной любви. Люди целиком оказываются во власти неуправляемых страстей, которые (385) неудержимо влекут их к любимому человеку. Элейн Хатфилд и ее коллеги разработали Шкалу страстной любви (PassionateLoveScale) для оценки интен­сивности переживания людьми этого типа любви (Hatfield, Rapson, 1987). Шкала включает такие утверждения, как «Иногда я чувствую, что не в состоянии контро­лировать свои мысли; я буквально одержим...» и «Я испытываю страстное влече­ние к...». По мнению Хатфилд, способность переживать страстную любовь уни­версальна, однако способы ее выражения могут формироваться под влиянием со­циокультурных факторов.

Физиологическое возбуждение, питающее страстную любовь, может иметь множество источников. Сексуальное влечение, страх перед возможным отвержением, волнение от узнавания другого человека, фрустрация, вызванная внешними препятствиями, создаваемыми родителями или соперничающим поклонником, ярость в результате ссоры с любимым — все это может способствовать возникно­вению сильных эмоций, характеризующих страстную любовь. Например, как и Шахтер (Schachter, 1959), обнаруживший, что страх усиливает стремление к аффилиации, Хатфилд и ее коллеги (Hatfield, 1989) показали, что переживание страха может приводить к возникновению страстной любви. В двух проведенных психологами исследованиях юноши и девушки, продемонстрировавшие более высокие показатели при измерении уровня страха, чаще сообщали о переживани­ях страстной любви. Каковыми бы ни были его источники, переживание страст­ной любви, по-видимому, характеризуется таким качеством, как неконтролируе­мость, что может служить известным оправданием поступков влюбленных, которые они в иных обстоятельствах посчитали бы для себя неприемлемыми, на­пример вступление во внебрачную связь (Berscheid, 1983). Их защитный аргу­мент состоит в том, что они «не владели собой».