Смекни!
smekni.com

Воображение 5 (стр. 2 из 5)


Воображение

295



механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, из­меняя их функционирование. В этом отношении из всех пси­хических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Из повседневной жизни каждому известно, как созда­ваемая воображением картина вызывает учащение пульса, из­менение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т.д Нередко встречаются факты внушения различных бо­лезней. Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действи­тельности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением. Когда Флобер пи­сал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свиде­тельству М.Горького, при описании им сцены убийства цы­ганки в повести «Старуха Изергиль», у него на левой сторо­не груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней. Картины самовнушения могут привести и к более пе­чальным последствиям. Так, по свидетельству венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильни­ков случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убеж­ден, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако, установлено, что ре­фрижератор не был включен и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления кар­тины смерти.

Иногда поводом для психического расстройства и последую­щего заболевания становится неправильно понятое слово авто­ритетного человека. Известны случаи, когда неосторожное вы­сказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответст­вующие симптомы и возникнет так называемое ятрогенное за­болевание. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санато­рия. В санатории больная предпочитала проводить значитель­ную часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить толь­ко от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца


Познавательная сфера личности

296

и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла хо­дить. Состояние ее улучшилось только после лечения в психи­атрической клинике.

Аналогичным образом может возникнуть расстройство и при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном выска­зывании учителя. Такие заболевания называются дидактогенны-ми. В научной литературе К-К-Платоновым описан следующий случай: «Людмила В., 16 лет, ученица IX класса средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обра­тилась с жалобами на «панический страх», который с некото­рых пор стал овладевать ею перед классными письменными ра­ботами: задолго до предстоящей письменной работы у нее раз­вивается состояние внутренней тревоги, с болезненно-напря­женным ожиданием «чего-то неотвратимо страшного». Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосре­доточиться, причем «все происходит, как в тумане». Вследствие этого делает много необычных для нее описок и грубых 1рам-матических ошибок по тем правилам граммагики, которые пре­красно знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликт­ные отношения с учительницей, в результате чего возникло тя­желое невротическое состояние с мыслями о «бесперспектив­ности» учебы. В то же время такие письменные работы в до­машних условиях пишет вполне хорошо, без волнений и без

ошибок.

Проведенная... беседа вскрыла психическую травму: буду­чи в IV классе, девочка была переведена из одной школы в другую, прячем в новой школе учительница русского языка встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски) давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответа­ми девочка справлялась. Однако во время первой же пись­менной работы учительница, подойдя к ней, резко бросила фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как напишешь!». Девочка сразу сильно взволновалась: «А что, если наделаю ошибок!». И почувствовала, что ее всю «охватило жаром»: руки, лицо и все тело вспотели, в голове «пошел туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что писала — не помню!». А при известии о плохой отметке, по­ставленной за эту работу (причем учительница, возвращая ее работу, сказала: «Я так и знала!»), с ней что-то произошло:

«Внутри как-то все осунулось и снова появился туман в го­лове». С этого дня и возник страх перед классными письмен­ными работами».


Воображение

297



В то же время сознательное использование образов вообра­жения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слю­ноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает вьвделение слюны.

Основываясь на силе воображения, французский аптекарь Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную им «школой самообладания путем сознательного самовнуше­ния». Куэ считал, что главной причиной болезней является во­ображение человека. Исходя из этого больным предлагалось еже­дневно, сидя или лежа в удобной позе, представлять себя абсо­лютно здоровыми, повторяя 20—30 раз формулы самовнушения вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается и т.п.». Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3—4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления Куэ подчеркивал, что достижение результата совершенно не требует усилий, ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. В 20-е годы нашего века эта методика полу­чила широкое распространение.

Помимо представлений о состоянии своих внутренних орга­нов человек может использовать воображение, чтобы предста­вить движения какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты. О существовании идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необ­ходимо взять в руку маятник-нитку, к которой цривязан вися­щий грузик. На листе бумаги следует нарисовать круг, разде­ленный на 4 сектора пересекающимися под прямым углом ли­ниями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцем, то маятник мо­жет совершать произвольные движения по отношению к сег­ментированному кругу в направлении, на котором мы сосредо­точились, образ которого представляем себе с наиболйпей точ­ностью. Если представить, что маятник движется по линии, пе­ресекающей круг вертикально, то висящий предмет действи­тельно начнет такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому дви­жению.

Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совер­шив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по


298

Познавательная сфера личности

переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему на земле, он ходит спокойно). Однако правильное представле­ние движения широко используется спортсменами, людьми, ов­ладевшими трудовыми навыками. Это связано с тем, что неод­нократное представление движения упрочивает механизм вы­полнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим вос­питанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

Воображение может функционировать на различных уров­нях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько^ак-тивно, сознательно относится человек к этому процессу* По степени выраженности активности различают два вида вообра­жения: пассивное и активное. Для пассивного воображения ха­рактерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые че осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как за­мена деятельност-и, ее суррогат, с помощьюькоторого человек отказывается от необходимости действоватьЗНаилучшим при­мером такой бездеятельной пустой Me'rraTenbHocTH может слу­жить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазера­ми». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жиз­ненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые' причудливые, невероятные и, главное, неосу­ществимые образы.

ГПассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волен. Эти образы получили название грез.) В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения-с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития. Так школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.