Смекни!
smekni.com

Воображение 5 (стр. 3 из 5)

[Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полу­дремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным


Воображение

299



проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объ­ект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеж­ден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чу^~ довищ, опасные ситуации.

^"""'ТЗ отличие от пассивного воображения активное воображе­ние может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных обра­зов, соответствующих описанию. Этот вид воображения явля­ется непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проек­тов. Создание образов воссоздающего воображения может про­исходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет зна­ковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приемов, при помощи которых был оформлен данный образ. Доста­точно вспомнить: «Тиха, печальна, молчалива...», «Чуден Днепр при тихой погоде...», «...кто штык точил, ворча серди­то, кусая длинный ус», как перед нами разворачиваются яр­кие картины. Образный язык с использованием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слу­шая, каждый человек создает свой образ соответствующего объекта. Например, при чтении романа А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин» у каждого читателя создается свой образ Оне­гина, Ленского, Татьяны и др. Обширность знаний, сочета­ющаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позво­ляют человеку извлекать из памяти нужную информацию. В этом отношении показателен факт чтения звездной карты неба. Опытный астроном, имеющий солидный запас знаний, выгодно отличается от человека, не видящего за миллиарда­ми светящихся огней никакой системы. Следует также отме­тить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности, мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредо­точиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Измененные состояния психики, вызванные болезнью или


Плжавательная сфера личности

300

алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию

Творческое воображение выражается в создании нового, ори­гинального образа, идеи В данном случае понятие «новый» мо­жет иметь двоякое значение как объективно новое и как субъ­ективно новое Объективно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в ма­териальном, ни в идеальном виде Субъективно новое — это то, что ново для данного человека Творческое воображение пред­ставляет собой активное, целеустремленное оперирование на­глядными представлениями в поисках путей удовлетворения по­требностей

Отличительной особенностью творческого воображения яв­ляется то, что объект создаваемого образа не существует в дей­ствительности, что формируется нечто новое Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интере­сами всего общества, уровнем его развития Творческое вооб­ражение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, по­скольку реализовать его на практике невозможно

Неверно, что о силе воображения следует судить по необыч­ности созданного образа В связи с этим некоторые считают наиболее продуктивным для творческого воображения детский возраст. Л Н.Толстой писал о своем детстве « я изобразил си­него зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился, я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако. ». Однако несмотря на то, что, представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой кри­тичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество. Еще труднее оценить уровень представлений у больших художни­ков. Воображение Льва Толстого отнюдь не слабее, чем вообра­жение Герберта Уэллса. Это качественно разные проявления творческого воображения. Можно даже сказать, что чем реали­стичнее художественное произведение, чем в большей степени оно соответствует действительности, тем изощреннее должно быть воображение, чтобы сделать наглядным замысел художни­ка. Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заклю­чается сущность творчества. Даже в портрете художник не вос­производит фотографию и преобразует, воспринимает в соот­ветствии со своим видением Суть этого преобразования — в снятии случайных, нетипичных наслоений и внешних покро-


Воображение

301



вов В результате все глубже и вернее выявляется основной ри­сунок, и полученный образ оказывается адекватнее, чем при обычном фотографическом воспроизведении действительности Этими качествами отличаются и выдающиеся мастера фотогра­фии, которые скрупулезно ищут ракурс, освещенность, поло­жение и другие характеристики объекта с тем, чтобы точнее передать его сущность

Нужно отметить относительность различий между воссоз­дающим и твооческим воображением При воссоздающем во­ображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого вообра­жения, строго говоря, не бывает У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, лю­ди выходят после окончание неудовлетворенными, утверж­дая, что актеры играли «непохоже» Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным во­ображением, очень мала

|CJI Рубинштейн предлагает также различать конкретное и аб­страктное воображение Образы, которыми оперирует вообра­жение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы |Возможна целая иерархия или ступенчатая система нагляднШ образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего, соответственно этому существуют многообразные ви­ды воображения — более конкретного и более абстрактного

Кроме того, образы конкретного воображения могут разли­чаться по той модальности, в которой они представлены Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, портрет А.С Пушкина, апельсин и т д.), слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д ), осязательные представления (укол иглы, прикосновение к сне­гу, щелчок и тд ), обонятельные представления (запах лука, бен­зина, сена и тд.); вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.), двигательные представления (качание на каче­лях, кружение на месте, взмах руки и тд )

Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве ху­дожником, тем полнее и ярче картины возникают при их восп­риятии Так А С Пушкин, описывая Полтавскую битву, исполь­зует не только зрительные, но и слуховые образы боя

Шары чугунные повсюду Меж нами прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят


Познавательная сфера личности

302

Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, сгон;

И смерть, и ад со всех сторон

М.Шолохов в «Поднятой целине» использует обонятель­ные образы. «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в за­тишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный за­пах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом, проглянувшим из-под мер­твой листвы земли».

Особым видом воображения является мечта как образ жела­емого будущего. Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осущест­вить, но в данный момент не может, того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Мож­но говорить о реальности и нереальности мечты. В первом слу­чае мечта по своей сути тождественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достиже­ния. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нере­альная мечта практически неотделима от грез, которые захва­тывают человека и позволяют компенсировать жизненные про­блемы в плане воображения.