Смекни!
smekni.com

Воображение 5 (стр. 5 из 5)

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из ко­торых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации мо­гут служить национальные орнаменты и узоры, элементы кото­рых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «ки­тайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения — типи­зации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его де­ла, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не дру­гих моментов. В результате одни черты опускаются, как бы вы­падают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от ча­стностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усилива­ются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал. «Как строятся типы в литературе? Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, од­ного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Оне­гина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные ти­пы». Тип — это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой груп­пы, класса, нации.

В индивидуально-дифференцирующем отношении вообра­жение является чрезвычайно существенным проявлением лич­ности. Воображение различается у людей по нескольким при­знакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, ори­гинальности, точности и т.д. Прежде всего индивидуальное сво­еобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей


Воображение

307



образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реаль­ной действительностью и образами фантазии. Рассказывают, что Ч.Диккенс со слезами на глазах описывал страдание и смерть своих героев. Жорж Санд говорила о том, что запах плюща вы­зывал в ее глазах дикий испанский Пейзаж. Л.Бетховен настоль­ко ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведе­ния. Л.Н.Толстой признавался, что путал события, факты, уви­денные лица с теми, что создало его воображение. Он пишет. «Я стал учиться видеть — галлюцинировать. Впоследствии я раз­вил в себе эту способность до такой яркости, что часто, вспо­миная, путал бывшее и воображаемое».

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуе­мые воображением, нередко возникают вследствие повышен­ной чувствительности. Чувство страха заставляет человека пред­ставить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей мало­чувствительных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереаль­ных представлений, другие не выходят за рамки обьвденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, на­сколько легко или трудно даются личности преобразования ре­альности. Естественно, что у лиц, которым трудно даже мыс­ленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, взаимоотношения с окружающим ми­ром носят печать шаблона и рутины, не выходят за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

Широта воображения определяется кругом тех областей дей­ствительности, образами которой оперирует воображение чело­века. Для людей с широким воображением свойственно одно­временное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержа­нию. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн, ЧДиккенс и другие писате­ли, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест.


308

Позназате чьная сфера личности

Индивидуальной характеристикой воображения может слу­жить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного ре­зультата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмот­ря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из вни­мания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации. И.А.Гончаров о своих творческих процессах сообщил следующее. «У меня есть один образ и вместе с тем главный \ютнз, он-то " ведет меня вперед, а по дороге я нечаянно захватываю, что попрдаетгя под руку, то есть что близко относится к нему. Тогда я работаю быстро, жи­во, рука едва поспевает писать...».

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет зада­чу, как направление, задающее фантазирование, и начинает фун­кционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в гре­зы. У разных людей воображение также определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потреб­ностями. Направленность личности как бы создает очаги повы­шенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности. В качестве ин­дивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).

Индивидуальные проявления творческого воображения мо­гут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого . характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом со­стоянии: »...в другой раз является совершенно новая само­стоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — не­проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охва­чен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

У разных людей состояние вдохновения имеет разную про­должительность, частоту наступления. Выяснено, что продук­тивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряжен­ной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.


ЛИТЕРАТУРА Лекция 1. Внимание

1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. М Просвещение, 1987. С 167-174

2 Гоиоболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М- Педагогика, 1972 С. 5—43

3 Велнчковскни Б.М. Современная когнитивная психология. М,- Изд-во МГУ, 1982. С 152-170.

4. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вни­манию М • Изд-во МГУ, 1976 С 243—259

5 Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию. М.-Изд-во МГУ, 1976. С. 107-143.

6. Найссер У. Познание и реальность. М. Прогресс, 1981. С. 97—122

7 Нейрофизиологические механизмы внимания // Под ред. Е Д Хомской М Изд-во МГУ, 1979 С 15-73.

8 Рнбо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию М : Изд-во МГУ, 1976. С 66-102

9 Страхов В.И. Психология внимания. Саратов: Изд-во СГПИ, 1992.

Лекция 2. Ощущение и восприятие

1 Ананьев Б.Г. Геория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.

2. ЛеонтьевА.Н. Избр психологические произведения. М.: Педагогика, 1983 Т. 1. С. 143-184

3. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 4—18, 25-33, t3-51, 93-97, 108-110.

4 Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 С 9-64

5 Запорожец А.В. и др Восприятие и действие М.: Просвещение, 1967 С 70-115

6 Рубинштейн CJI. Основы общей психологии М : Педагогика, 1989 Т 1 С 208-300

7 Веккер Л.М. Психические процессы. Л.. Изд-во ЛГУ, 1974. Т. 1. С. 142—159

8. Грановская Р.М- Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 С. 25-37.

9. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974 С. 13-62.

10. Милнер П.И. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С. 153—162.

Лекция 3. Память

1 ЭйммжоПИ. Непроизвольное запоминание. М.:АПН РСФСР, 1961.

2 Лурия А.Р. Внимание и память. М.. Изд-во МГУ, 1975 С. 42—99 3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М, 1974 С 276-293, 313-355.