Смекни!
smekni.com

Уолт Дисней и три фазы творчества (стр. 6 из 10)

Мечтатель

Прежде всего, со слов самого Диснея нам известно, что у нас имеется “зрительное пространство” Мечтателя. Нам известны также некоторые микроаспекты Мечтателя. Он пытается визуализировать реальный образ (gestalt). Согласно основополагающим принципам НЛП, зрительное восприятие должно сопровождаться определенными физиологическими проявлениями (вспомним шарж на Уолта Диснея: он смотрит вверх и вправо).

Реалист

Далее, нам необходимо ввести Реалиста. Как известно, микростратегия Реалиста включает:

1) перевоплощение в персонажей, порожденных фантазией

и

2) разбивку фантазии на ряд этапов или “кадров”.

Критик

И, наконец, мы принимаемся за Критика. Ему необходимо в достаточной мере дистанцироваться от фантазии и плана ее реализации, чтобы обрести возможность бросить “повторный взгляд”. Взгляд издалека не только помогает Критику лучше увидеть всю картину в целом, но и позволяет избежать ее влияния, неизбежного при чрезмерной близости.

Приводимая далее последовательность шагов представляет собой методику увеличения собственной творческой способности, использующую ключевые элементы Диснеевской стратегии творчества.

1. Установите нейтральное положение, или “метапозицию”, и выберите три пункта в физическом пространстве, обозначив их следующим образом:

(1) Мечтатель

(2) Реалист

(3) Критик


Творческий цикл Диснея

2. Осуществите якорение соответствующей стратегии в каждом из выбранных пунктов. Используйте метапозицию для того, чтобы убедиться, что физиологическое состояние, связанное с каждой отдельной позицией, остается “чистым”.

а) Подумайте о таком случае, когда вы могли дать волю своему творческому воображению без каких бы то ни было ограничивающих влияний; встаньте в пункт (1) и постарайтесь еще раз пережить этот опыт.

б) Определите случай, когда вы оказались способны думать весьма реалистично и сумели разработать эффективный план претворения в жизнь какого-либо замысла; встаньте в пункт (2) и попробуйте пережить этот опыт повторно.

в) Подумайте о таком случае, когда вы могли выразить конструктивную критику плану, то есть высказать позитивные и конструктивные критические замечания, а также указать на существующие проблемы. Убедитесь, что этот пункт находится на достаточном удалении от других и не оказывает на них никакого влияния. Встаньте в пункт (3) и переживите этот опыт повторно.

3. Определите, какого результата вы собираетесь достичь, и встаньте в пункт “Мечтатель”. Зрительно представьте себя в процессе достижения этой цели, как если бы вы были героем кинофильма. Думайте об этом в свободной, раскрепощенной манере.

4. Встаньте в пункт “Реалист”, перенеситесь мысленно в эту “фантазию” и ощутите себя на месте всех интересующих вас персонажей. Затем взгляните на процесс так, как если бы это была “раскадровка” (последовательность изображений).

4. Встаньте в пункт “Критик” и постарайтесь определить, чего здесь недостает или что следует привнести. Далее, завершив критическую оценку перейдите к адресуемым Мечтателю вопросам “каким образом?”

а) Помните, что Критик должен оценивать только план, а не самого Реалиста или Мечтателя.

б) Часто оказывается весьма уместным, чтобы Критик с самого начала указал, какие элементы плана являются вполне удовлетворительными, и только после этого начал задавать вопросы.

6. Вернитесь опять в пункт “Мечтатель”, чтобы выработать необходимые творческие решения, альтернативы и дополнения и ответить на вопросы, поставленные Критиком. Если вопросы Критика кажутся вам слишком резкими или их обдумывание вне состояния Критика затруднительно, пройдите через метапозицию, прежде чем вернетесь в пункт Мечтателя. Возможно, что из метапозиции вам захочется перефразировать вопросы Критика.

7. После того, как вы осуществите этот цикл несколько раз, начните осознанно думать о чем-нибудь еще, что вам по-настоящему нравится и что у вас хорошо получается, но не прекращайте при этом проходить через пункты Мечтателя, Реалиста и Критика. Это будет способствовать латеральному мышлению и бессознательному вызреванию плана.

Продолжайте цикл через этапы 4, 5 и 6, до тех пор пока ваш план не начнет хорошо вписываться в каждую позицию.

Пример использования Диснеевской стратегии

Р.Д.: Нам уже известны некоторые шаги диснеевской стратегии. Теперь мы хотим определить некоторые из ваших естественных стратегий. Ввод стратегии в действие включает в себя одновременно и обучение, и инструктирование ее пользователей. Кто хотел бы попытаться сделать это?

(Выходит участник Х.)

Это первый шаг. Определите, в каком пункте будет находиться ваш Мечтатель.

Начнем с того, что мы хотим сконцентрироваться исключительно на процессе. Постарайтесь отрешиться от содержания ваших состояний. Теперь подумайте о том случае, когда вы могли думать по-настоящему свободно, когда ваш ум мог охватить невероятно широкое пространство, неважно, реальное или нет. Сейчас действительно важно только то, что было настоящим “бегством” в мир фантазии, прочь из реального мира. Это был ваш собственный мир, который вы могли создавать по своему усмотрению.

Теперь встаньте в этот пункт и переживите то же состояние.

(Х становится в соответствующий пункт, тело его при этом выпрямлено, но расслаблено, взгляд устремлен прямо вперед.)

Чтобы немного усилить это состояние, слегка поднимите голову и смотрите чуть выше. Так вы сможете видеть немного дальше.

Когда вы действительно почувствуете, что сумели войти в свое состояние, можете покинуть этот пункт.

(Х смущенно улыбается и слегка колеблется, прежде чем оставить этот пункт.)

Р.Д. (обращаясь к аудитории): Некоторые люди весьма неохотно покидают это пространство! (Обращаясь к Х.) Теперь я хотел бы, чтобы вы где-нибудь здесь же, чуть позади “пункта Мечтателя”, начали думать о каком-то случае, когда вы планировали или выполняли какое-то конкретное дело, прилагая к этому все усилия. Вы — Реалист, когда думаете: “Что нужно делать, чтобы это осуществить?”

Важно, чтобы при выявлении в себе Реалиста вы пользовались этой микростратегией, поскольку некоторые люди часто путают Реалиста с Критиком. Поверьте, критики вовсе не реалисты. Они могут быть так же далеки от реальности, как и мечтатели: “А вдруг это не получится, а вдруг то не получится?”

Когда вы являетесь Реалистом, вы стараетесь мысленно пройти все этапы своего пути к осуществлению мечты, одновременно составляя поэтапный план действий.

(Обращаясь к Х.) Приведите себя в это состояние и встаньте в пункт Реалиста.

(Х встает в пространство Реалиста, тело его чуть наклонено вперед, взгляд направлен вперед, но глаза слегка опущены.)

Когда вы достаточно хорошо прочувствуете это состояние, можете из него выйти.

(К аудитории.) С тех пор, как я занялся программированием, это состояние мне хорошо известно. Вы начинает составлять план программы и уходите в это занятие с головой. А когда приходите в себя, уже пять утра!

(Обращаясь к Х.) Теперь я хотел бы найти пункт, достаточно удаленный как от вашего Мечтателя, так и от вашего Реалиста. Здесь вам предстоит поместить своего Критика. Для меня важна пространственная отдаленность. Дисней говорил: “Я должен отойти достаточно далеко и бросить повторный взгляд... так, чтобы можно было взглянуть на это глазами публики”. Вам следует постараться выносить суждение, как если бы это была не ваша собственная идея.

Как правило, Критик сильно ориентирован на аудиальное восприятие и устоявшиеся нормы. Если у вас действительно хорошо получается критиковать чужие идеи, вы должны так же преуспеть и в критике своих собственных.

Возможно, вам было бы неплохо подумать об этом с позиций своего самого беспощадного критика. Если вы работаете над конкретным проектом, например, разрабатываете учебную программу, я бы предложил вам встать на позицию человека, который, вероятнее всего, будет оказывать ей противодействие. Отыщите самого беспощадного критика, поскольку, если даже такой человек не сможет обнаружить каких-либо недостатков, то этот план действительно основательный.

Когда вам предстоит быть действительно критичным, советую вам изучить все досконально на холодную голову. Я вовсе не хочу сказать, что критику следует быть только негативным. А теперь встаньте в пункт Критика.

(Х становится в пункт Критика, туловище наклонено в сторону, голова откинута назад, рука на подбородке.)

Хорошо, а сейчас выйдите из этого пространства и вернитесь опять сюда, на метапозицию. Теперь у вас есть три пункта. Между прочим, вы всегда можете воспользоваться дополнительными стратегиями и увеличить число пунктов. Например, если вы находитесь в положении Мечтателя, то можете воспользоваться метафорой — образом какого-то другого человека, преуспевшего в этом, и смоделировать его. Вы даже можете вообразить, что вы сам Уолт Дисней.

“Какова была бы реакция Уолта Диснея на эту проблему?”

“Как бы подошел к ней Леонардо да Винчи?”

Быть может, вы предпочтете представить себе сначала только первый шаг, а не все целиком. Но я бы советовал придерживаться широкого взгляда. Часто при выполнении замысла проблемы возникают не потому, что он недостаточно хорошо продуман, а из-за того, что наш взгляд на вещи был ограничен.

(Обращаясь к Х.) А сейчас я бы хотел, чтобы вы подумали о содержании идеи или задачи, над которой работаете. Можете ли вы сказать, эта задача общего характера? Или же личного плана?

Х: Она, главным образом, касается переосмысления всего, что происходит в моей жизни.