Смекни!
smekni.com

Уолт Дисней и три фазы творчества (стр. 8 из 10)

Вопрос 2: Применимо ли это к тому, чего мы хотим достичь в будущем?

Р.Д.: Да. В данном случае вовсе не обязательно, чтобы это была проблема, которой вы занимаетесь. Я предлагаю всем начать с некоего имеющегося у вас образа. Если цепь работает, возможно, у вас появится повод для удивления.

После того, как упражнение завершено.

Вопрос 1: Это производит впечатление. А можете вы проделать то же самое с несколькими людьми одновременно?

Р.Д.: Я использую этот процесс в своей компьютерной компании. Для этого у нас есть несколько разных комнат, куда мы отправляемся, чтобы думать с различных позиций: одна для “мозговых атак”, другая — для планирования и еще одна — чтобы подводить итоги. Когда мы проводим мозговую атаку, то, как правило, садимся в круг. Когда начинаем планировать, мы сидим в ряд и смотрим на план, вывешенный на доске. А когда оцениваем, то садимся вокруг стола с планом посередине и спрашиваем: “Действительно ли это должно получиться?” Поэтому вы тоже можете создать обстановку, обеспечивающую коллективную работу с цепью обратной связи.

Вопрос 2: В таком случае, когда принимается решение?

Р.Д.: При критической оценке.

Вопрос 3: Можем ли мы принять во внимание, что на момент оценки только один человек отвечает за принятие решения?

Р.Д.: В некоторых компаниях с иерархической структурой — да. Но то, что называется “партнерским” менеджментом, основано на групповом одобрении, а не на иерархии. Все зависит от того, какой процедурой свидетельства вы пользуетесь.

Вопрос 4: Я просто удивлен, насколько это изменило мое отношение ко времени. У меня есть проект, который даст результат через три года и к которому я собираюсь приступить завтра вечером, а теперь ничего ждать не нужно, потому что сейчас я представил себе, что всегда могу что-нибудь придумать, а затем реализовать то, что придумал.

Р.Д.: Некоторые люди начинают мечтать о том, что представляется им совсем далеким будущим, может быть, вопросом нескольких лет. Но после того, как они начинают применять стратегию Диснея, будущее оказывается совсем рядом.

Вопрос 5: В состоянии Критика я довольно часто начинал все отрицать и впадал в меланхолию. Но теперь, когда я знаю, что могу вернуться в состояние Мечтателя, я себя ощущаю гораздо лучше.

Р.Д.: Вся динамика цепи претерпевает определенный сдвиг, если Критик знает, что я могу обратиться к нему за советом и что он может искать поддержки у других частей. А это как раз и позволяет не чувствовать себя таким потерянным и одиноким.

Иногда происходит даже что-то наподобие чуда, и мы получаем по-настоящему конструктивную критику. Критик начинает давать позитивную обратную связь, в противоположность прежней негативной. И когда ваш суровейший Критик говорит: “Давай, действуй!” — вы знаете, что вас уже ничто не может заставить остановиться.

Вопрос 6: Я заметил, что именно со стороны Критика приходило ощущение уверенности.

Вопрос 7: После того, как мы побывали во всех трех разделах, у нас возникло ощущение, что здесь не достает еще одного — четвертого, — который заключал бы в себе “волю”, и по характеру предмета требует помещения перед разделом Мечтателя.

Р.Д.: На определенном этапе вам захочется взять и соединить свою мечту со своим предназначением. Я думаю, это именно то, что вы назвали “волей”. Так, однажды я соединил видение, мечту с предназначением, после чего это стало моей обязанностью. Это очень красивый следующий шаг.

Что касается проблем, с которыми может быть связан этот процесс, я хочу сказать только одно. При использовании любой стратегии мы должны полностью давать себе отчет в том, что прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена. Другими словами, если какая-то часть стратегии слаба, она может полностью разбалансировать все. Иногда человек говорит: “Я не умею визуализировать, я не могу сделать того, что требуется от Мечтателя”. Совершенно очевидно, что способность к творчеству будет определяться вашей способностью совершенствовать и употреблять свои пять чувств. Некоторые люди лучше всего чувствуют себя в роли Критика и 90% своей жизни проводят именно в этой роли. Именно здесь умение быть гибким по отношению к микростратегиям и играет решающую роль.

Разграничение различных процессов в каждом пункте помогает организовывать и координировать их, а также избегать наложений или взаимного “загрязнения” различных состояний.

Превращение критических заявлений в обычные вопросы позволяет избежать “негативных” эффектов, присущих Критику, и стимулировать Мечтателя.

Если творческий цикл надежно введен в действие, его можно обогатить процессами, стимулирующими латеральное мышление и бессознательное дозревание плана.

Процесс группового обучения: “раскадровка”.

Множественность перспектив замысла

и проблемного пространства

Творческий цикл группы или коллектива часто влечет за собой перемещения от крупных разбивок (масштабной картины или “видения”) к мелким (выработка микроцелей для достижения более масштабной цели). Ключевой момент в управлении групповым творческим процессом заключается в способности разбивать привычные роли членов группы или команды на отдельные познавательные интерактивные процессы, создавая взаимодействие, необходимое для осуществления замысла. Например, цели, стимулирующие творчество, ставятся, как правило, в расчете на нечто в будущем. В фазе Мечтателя они более долгосрочные. В фазе Реалиста — более краткосрочные.

Вовлекая и поощряя к творчеству других, важно уметь выявлять и приспосабливать к ситуации как физическое, так и психологические ограничения. Управление творческим циклом целой группы требует также введения определенных физических и психологических ограничений, которые направляют групповой процесс в той фазе творческого цикла, в которой она находится.

Различные этапы творческого процесса подразумевают также ограничивающие факторы, относящиеся к разным типам свидетельств. Одним из свидетельств процесса воображения может быть количество выработанных идей. Но для критика большое количество идей может рассматриваться как проблема.

Элементы метапрограммы в естественных группах часто бывают взаимозависимыми (например, сокращение временных рамок проекта способствует тому, что его участники больше сосредоточиваются на задании, а не взаимоотношениях). Как мы уже отмечали, существуют группы элементов метапрограммы, которые ассоциируются с Мечтателем, Критиком и Реалистом. Осведомленность об этих группах позволяет узнавать их в других, либо специально вызывать у людей их проявления.

Для эффективного группового творчества необходимо сочетать следующее:

1. Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реа-

лист, Критик)

и

2. Различные точки зрения членов группы на всех трех

стадиях.

Во время собраний часто может возникать осложнение, связанное с тем, что Мечтатель способен высказать нечто неординарное, вызывающее изумление окружающих и одновременно — негативную реакцию Критика. Отвечая Критику, Мечтатель может начать запальчиво защищать свой замысел. Критик будет протестовать, еще сильнее подливая масла в огонь, и они не смогут вырваться из этого порочного круга, пока Реалист не скажет: “Наше время истекло. Пора вернуться к работе”. В итоге получится лишь непримиримая борьба диаметрально противоположных мнений и никакого прогресса в развитии цикла, поскольку Мечтатель и Критик постоянно перебивают друг друга.

В эффективно действующей группе каждый будет стараться поддержать или содействовать другим: Мечтатель будет предлагать свои идеи Реалисту, который будет предлагать черновой проект Критику, который будет его оценивать, и т.д.

Важным фактором стимулирования коллективного творчества является поддержание равновесия в группе. С одной стороны, важно добиться как можно более полного раскрытия потенциала всех членов группы. С другой — выявить и найти применение способностям отдельных лиц.

Диснеевская стратегия признает, что разные люди обладают различными способностями. Один человек более способен быть Мечтателем, другой — Реалистом, третий — Критиком. Один из методов стимулировать творчество в коллективе — развивать у каждого умение проявлять себя на всех этих этапах. Другая стратегия заключается в выявлении и последующем использовании наиболее ярко выраженных способностей отдельных индивидуумов. При этом не следует закреплять за ними какую-то определенную роль, — “навешивать ярлыки”. Различные процессы по-разному стимулируют творческую способность на различных этапах творческого цикла. Если вы помните, у Диснея были разные комнаты для Мечтателя, Реалиста и Критика. Одна из комнат,— комната Мечтателя была сплошь увешана картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. В этой комнате был полный беспорядок и буйство красок. Никакой критики здесь на допускалось — только фантазии! В качестве пространства Реалиста у мультипликаторов были их собственные рабочие столы, оснащенные самой совершенной техникой и рабочим инструментом, необходимыми им для передачи фантазий. Все столы стояли в одной большой комнате, в которой все мультипликаторы могли видеть друг друга и общаться между собой. Критику у Диснея была отведена маленькая каморка под лестницей, в которой можно было изучать и оценивать первичные карандашные наброски. Комната всегда казалась тесной и жарко натопленной, отчего ее и прозвали “карцером”.

Одна из наиболее действенных форм группового обучения и творчества основывается на том, что каждый человек обладает своей собственной картой мира. Способ, с помощью которого проблема или идея конкретного индивидуума излагается кем-то еще, может сам по себе послужить средством прояснения этой проблемы или обогащения идеи.