Смекни!
smekni.com

Психология, Дубровина И.В. (стр. 42 из 97)

Эмоциональная сфера прошла длительный путь раз­вития - от примитивной чувственной реакции у живот­ных к высшим чувствам человека. У животных эмоции -ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей свя­зи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра­нения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не­удовлетворении органических потребностей в еде, жили­ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен­ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со­здали основу для формирования специфически челове­ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че­ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль­турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес­ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности челове­ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведе-ния искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При рав­нодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин­тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель­ности будет много.

Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть луч­шего запоминания со стороны учеников или более успеш­ной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмо­ционально окрашенный факт запоминается крепче и проч­нее, чем безразличный...

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель дол­жен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позабо­титься о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знани­ем. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»1.

1.2. Эмоциональные состояния и высшие чувства

Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашива­ют наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмо­циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде­ляют несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадост-

1Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.-С. 141-142.ный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном пре­обладании у данного человека того или иного настрое­ния. Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн пока­зывал его отличие от других эмоциональных образова­ний". «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настрое­ние не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приурочен­ное к какому-то частному событию, а разлитое общее со­стояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настро­ения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:

Отчего мне так душно?

Отчего мне так скучно?

Я совсем остываю к мечте.

Дни мои равномерны,

Жизнь моя однозвучна,

Я застыл на последней черте...

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляет­ся внешне. Мы никому не докладываем о своем настрое­нии. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с ус­тойчивым мрачным настроением распространяет свое эмо­циональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раз­дражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осто-рожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»

Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-мо­ему, просто глуп»?

Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в пове­дении. Уметь управлять своим настроением - это особен­ность волевой регуляции и культурного развития личнос­ти. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта тра­диция предписывает во всех случаях сохранять приветли­вое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Сами настроения и их глубина у каждого человека раз­личны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом соб­ственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, уста­лости или просто походя - в автобусной толкучке, в оче­реди в магазине, на работе... и тем самым портим настро­ение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспом­ним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а мед­ленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее на­строение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, кото­рый этими словами выражается.

Аффекты - эмоциональные состояния, противополож­ные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра­дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро­лирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительныйслед в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство ца­рем Иваном Грозным своего сына.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про­исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Во время аффекта отмечается яркость внешних прояв­лений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. На­пример, М.Ю. Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:

Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой...

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв­лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома раз­решает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что воп­рос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладев­ший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародив­шемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы пре­одолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.