Смекни!
smekni.com

Психология, Дубровина И.В. (стр. 43 из 97)

Главное в предупреждении аффективного состояния -чувство ответственности перед собой и перед окружаю­щими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Вели­кая страсть рождает великую энергию. Страсть не являетсяпросто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточен­ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти?]Поэтому так важно, на что, страсть направляется. И.П. Павлов писал, обращаясь к мо­лодежи: «Большого напряжения и великой страсти требу­ет наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях».

Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочета­ет в себе активность и пассивность человека. Она захва­тывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним по­весть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: «Желтков пи­сал так: „Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о бу­дущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угод­но за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом"».

Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто зна­чительное на свете еще никогда не совершалось без вели­кой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответ­ственные решения и пр. Экстремальные жизненные пере­живания - обиды, угрозы, разочарования, измены, нео­жиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.

Умеренный стресс может быть даже полезным, напри­мер, у спортсменов перед ответственными соревнования­ми, у артистов перед премьерой, у студентов перед экза­менами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силуи смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва­ет вредное воздействие на психику и психическое здоро­вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та­ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети­ческие. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испы-тываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему пер­вым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обще­стве. Человек научается (или не научается) не только от­личать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нрав­ственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отри­цательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привя­занности, уважения, презрения, признательности и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к че­ловеку - это любовное отношение к нему... Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек».

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее един­ство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если су­дить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называ­ется совестью.Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аф­фекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее реше­ния вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства ак­тивизируют психические процессы, делая их более быст­рыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более пере­менчивее петербургская атмосфера!»1

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторо­нами и милыми маленькими слабостями которого прият­но посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружа­ющую действительность. Ирония никогда не бывает ме­лочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически го­ворит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

1 Сочинения Козьмы Пруткова. - М., 1955. - С. 145.Или из Роберта Бернса:

Склонясь у гробового входа,

- О смерть! - воскликнула природа, -

Когда удастся мне опять

Такого олуха создать!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру (пер. С. Маршака)

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная иро­ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственнос­ти.

Чувство комического заключается в том, что мы неожи­данно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претен­дует. Смешными являются любые несообразности: несоот­ветствие цели и средств, выбранных для ее достижения, дей­ствий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, - перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается нич­тожным чинушей и вралем.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических пред­почтений: одним нравится легкая, другим - серьезная му­зыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет по­знать эстетическое качество произведений искусства и ок­ружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.1.3. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств

Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятель­ности мозга. Переживание человеком чувств обеспечива­ется совместной деятельностью коры и подкорковых цен­тров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) рас­пространяется на подкорку, где находятся различные цен­тры физиологической деятельности организма - дыхатель­ный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорко­вых центров вызывает усиление деятельности некоторых i внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные' эмоции связаны с целым рядом физиологических изме­нений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге \ человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от сты­да «вспыхивает»; в дыхательной системе - дыхание уско-i ряется или замедляется, при испуге прерывается; в сис­теме пищеварения - при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (навер­няка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена); изменения происходят и в железах внешней секреции - усиление потоотделения при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха), усиление деятель­ности слезных желез (плач при горе, а иногда и при силь­ной радости).