Смекни!
smekni.com

Обживание социального пространства/времени (стр. 2 из 6)

Социальное пространство/время, короче говоря - это и есть тот мир, в котором мы живём, который нас непосредственно окружает, и который, следовательно, мы и вынуждены обживать с самого рождения до смерти. Всю жизнь. И то, кем именно мы становимся, зависит от того, как именно мы обживаем этот мир, какую именно его часть и насколько основательно. И как только мы заговариваем именно об обживании социального пространства/времени, так сразу же перед нами встаёт проблема уже не только объективной, но и субъективной его структуры.

Субъективная структура социального пространства/времени зависит как раз от того, какое именно социальное пространство/время и как именно, насколько основательно нами обжито. Какой у нас круг общения, насколько широк/узок, как расширяется/сужается в течение жизни, какие именно люди входят в этот круг и выходят из него в разные периоды жизни, на разных этапах и уровнях развития; какой набор бытовых навыков, каков уровень нашей физической культуры, какая именно профессия и каков уровень профессионализма, какой набор хобби (увлечений), какой именно образ жизни мы ведём и как именно этот образ жизни меняется от рождения до смерти. Понятно, что субъективная структура социального пространства/времени у каждого своя, она так же неповторима, уникальна, как и каждый из нас. Повторяю, она определяется ведь именно тем, какое именно социальное пространство/время нам удалось обжить. Очевидно, что всё существующее на сегодня, к тому же непрерывно расширяющееся, социальное пространство/время для каждого из нас давным-давно, на протяжении уже многих столетий, необъятно, всё его обжить ни один из нас не может, обживанию подлежит и доступна лишь какая-то часть, и эта часть у каждого своя, никогда полностью не совпадает с частью кого бы то ни было другого. Хотя и пересекается.

Но не спешите рисовать простенькую схемку - например, сетку из кружочков, частично накладывающихся друг на друга. "Геометрия" эта на самом деле невообразимо сложнее.

Дело в том, что обжитое социальное пространство/время - это сфера решённых проблем и уже известных нам алгоритмов (способов) их решения. Понятно, что структура этой сферы весьма разнообразна, и в течение жизни она может меняться. Структура обжитого социального пространства/времени может быть как "островной", так и "монолитной". Возможно, что по мере обживания эта структура периодически становится из "монолитной" "островной" и наоборот. Это определяется степенью устойчивости образа жизни и круга общения: чем устойчивее, тем "монолитнее", и чем неустойчивее, тем "островнее", фрагментарнее.

Отсюда и возможность индивидуальной, у каждого своей, периодизации, поэтапности обживания социального пространства/времени. Поначачалу, видимо, у каждого ребёнка оно более/менее монолитно, однако и крайне ограничено, тесно, узко. По мере расширения оно может стать островным, фрагментарным: где-то мы уже чувствуем себя дома, а вокруг - огромные пробелы, те области, где мы сразу теряемся, ничего не знаем и не понимаем. О чём-то можем догадываться, да и то - очень смутно или совершенно неправильно, "с точностью до наоборот". Потом эти островки могут срастись в монолит более/менее причудливой формы, и снова рассыпаться... Может возникнуть более/менее общее либо детальное, более/менее верное представление об объективной структуре социального пространства/времени, и тогда можно говорить о мировоззрении, которое ведь и есть не что иное, как индивидуальная, нарисованная каждым для себя, картина мира, в котором он живёт, - воззрение на мир. А можно до какого бы то ни было мировоззрения так никогда и не дорасти.

Обжитое социальное пространство/время может резко сузиться в результате то ли болезни, то ли кризиса в отношениях с окружающими людьми (а то и того и другого!), то ли просто в результате выхода на пенсию по старости. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, вынуждает заново, по-другому обживать уже обжитое ранее социальное пространство/время. При синдроме Ушера, например: оглох в детстве, в зрелом возрасте ослеп - как многому приходится доучиваться и переучиваться заново! Или вдруг парализовало, или в результате несчастного случая стал одноруким, одноногим...

Да и без всяких катастроф: переехал на новую квартиру, в другом районе города, тем более в другом городе - обживайся заново, обзаводись новым кругом общения, а это так мучительно, особенно в пожилом возрасте. Или вот я одно время ездил за границу, и без знания иностранного языка, без зрения и слуха, без специально закреплённого за мной переводчика - я оказывался вне обжитого социального пространства/времени, чувствовал себя крайне неуютно, до приступов депрессии, до откровенной истерики. И сам термин - "обжитое социальное пространство" - впервые возник у меня в гостях у родственников, где не с кем было толком поговорить, нечего толком почитать, и погулять самостоятельно негде - окрестности незнакомые, неизученные. Я скучал о так хорошо освоенном мною пространстве вокруг моего дома в Москве, где я чувствовал себя куда уютнее, самостоятельнее; вот тогда-то, на полтора месяца лишившись этого уюта, я и осознал впервые чётко разницу между обжитым и необжитым социальным пространством/временем.

В то же время, выезжая в лагеря к совершенно незнакомым детям, к совершенно незнакомым педагогам, я всё равно оставался в пределах обжитого социального пространства/времени: мне просто нужно было поскорее познакомиться и подружиться с новыми людьми, и я знал, как это можно сделать быстро и какие перспективы открываются, когда это будет сделано.

Довольно странно получилось с моим обжитым социальным пространством/временем по мере того, как я работал всё более интенсивно. Уже давно ни у кого почти не бываю в гостях дома, в основном сижу над текстами, с некоторыми очень дорогими мне людьми встречаюсь всё реже, всё мимолётнее, и отсюда нарастающее ощущение одиночества, хотя объективно народу вокруг меня много, и стоит лишь договориться о встрече... Но все заняты, и я занят, а сфера обжитого социального пространства/времени как-то одновременно и расширяется, и сужается. Похоже на наступление суши на море (расширение), или наступление моря на сушу (сужение). Оба процесса идут одновременно в разных местах моего обжитого социального пространства/времени.

В общем, дать какую-то чёткую поэтапность сужения/расширения, фрагментарности/монолитности обживаемого социального пространства/времени для всех - весьма затруднительно. Ясно одно: у каждого такая поэтапность есть обязательно, и узнать человека, понять его проблемы - значит как раз изучить эту его индивидуальную поэтапность, проанализировать содержание его сферы обжитого социального пространства/времени, историю формирования этой сферы с рождения или за какой-то отрезок жизни. В работе с детьми, да и вообще в работе с людьми, такой анализ абсолютно необходим.

Кстати, в сущности, именно благодаря этому анализу структуры обжитого социального пространства/времени героям детективов удаётся раскрывать преступления. Это у них называется "пройти по связям", и в результате накапливаются факты, требующие проверки в том числе и объективными методами - путём различных экспертиз.

Практическая психолого-педагогическая работа, в сущности, и сводится к более/менее целенаправленной организации обживания детьми социального пространства/времени. Ведь вопрос, чему учить и как воспитывать - это и есть вопрос о том, какое именно социальное пространство/время и когда, в какой последовательности, обживать вместе с детьми, и как именно. Именно в этом суть нашей работы, сколь бы далёкие от понимания этого факта теории мы ни строили, как бы ни выпячивали на первый план то ли возрастные особенности, то ли особенности наследственности, физиологии, анатомии, темперамента... Всевозможные особенности, норму и отклонения от нормы надо изучать, это бесспорно, однако всё это действительно важно и нужно воспитателю именно как воспитателю только в одном контексте - в контексте решения собственно психолого-педагогической задачи, заключающейся именно в том, как, при всех условиях, обеспечить ребёнку хоть какое-то, если не самое эффективное, обживание социального пространства/времени. В другом контексте просто непонятно, чего ради огород городить, все на свете "особенности" и "факторы" теряют всякий смысл. Потому что оркестр оказывается без дирижёра и композитора. Есть отдельные музыкальные инструменты, каждый со своими особенностями и возможностями звучания, но нет музыки. Музыка состоится, только если мы не забудем, какую именно симфонию нам надо исполнить вместе с ребёнком. А в конечном счёте, после сколь угодно тщательного изучения состава и возможностей оркестра, для психолога и педагога может быть только одна "симфония" - именно "симфония" обживания социального пространства/времени. Никакой другой симфонии нам просто не сыграть, не выходя за рамки предмета нашей науки, за рамки нашей профессии.

Если содержание процесса развития/саморазвития сводится к обживанию социального пространства/времени, то и вся наша жизнь действительно заслуживает название жизни - или прозябания, приобретает смысл, или теряет, или так никогда и не обретает никакого смысла, - в процессе обживания социального пространства/времени. Разумные мы на самом деле существа или нет, живём или только прозябаем, зависит от того, какая именно часть социального пространства/времени нами обжита. Но чтобы сказать об этом нечто более определённое, мало тех двух структур, о которых шла речь в предыдущей лекции. То есть мало просто указать на объективную и субъективную структуры социального пространства/времени. Надо включить социальное пространство/время в биологическое и далее физическое пространство/время, и в этом контексте уточнить и структуру самого социального пространства/времени.