Смекни!
smekni.com

Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (стр. 10 из 16)

2. Почему Базаров озлоблен?Как Тургенев показывает его озлобленность? На кого он злится?

3. В чем состоит трагическая сущность процесса?

Ответы учащихся были различными:

Денис К. отвечает так: Базаров вспоминал детство, жалел о том, что его нельзя вернуть. ”Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена…

-Та осина, - заговорил Базаров, - напоминает мне мое детство.…А я думаю: я вот лежу здесь под стогом…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством…

Александр К. считает, что Базаров злится на родителей: «Я хотел сказать, что они вот мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…А я …я чувствую только скуку да злость. Я помню все, но все-таки я не признаю за тобой права злиться. Ты несчастлив, я согласен, но…» - говорит ему Аркадий.

Чтобы активизировать деятельность старшеклассников в ходе анализа произведения я задавала классу вопросы:

1. Кто же умирает: нигилист или романтик? Зачитать эпизод последней встречи Базарова с Одинцовой.

2. Не все ли равно для смерти, кто умирает: нигилист или романтик?

3. Нужны ли Базаровы в России? Зачитать высказывания Базарова по этому поводу.

Далее старшеклассники сделали такие выводы:

Елена Ч. считает, что умирает романтик, так как при последней встрече с Одинцовой Базаров говорит о своей любви: «Эх,Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая шутка смерть, а каждому внове. Ну, что ж мне вам сказать…. Я люблю вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь-форма, а моя собственная форма уже разлагается. И вот теперь вы стоите, такая красивая….”

Антон Ш. Считает, что для смерти может быть и все равно кто умирает: нигилист или романтик, но я считаю, что умирает романтик, так как он считает себя гигантом. «Ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задачам гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет….”

Ирина Б. Читает высказывание по этому поводу: “Отец вам будет говорить, что вот, мол какого человека Россия потеряет….Это чепуха, но не разуверяйте старика.Я нужен России….Нет, видно, не нужен.Да и кто нужен?”

После ответов на вопросы учащиеся сделали следующие выводы: трагизм Базарова складывается, прежде всего, в отношении его к народу. Базаров близок к народу, он владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях, хотя он никогда не потокал им и обходился с ними небрежно…. И все-таки мужик для Базарова - загадка, “таинственный незнакомец”. Суровым, страдающим и добрым Базаров умирает. Умирая, он не тешит себя напрасными иллюзиями; по его мнению, он не виляет хвостом, но и не рисуется своей силой. Он весь- натура, непосредственность, мужество.В эти дни и часы сказывается в Базарове и его доброта, и его “романтизм”,-все то, что было в нем глубоко запрятано, но временами прорывалось сквозь твердую нигилистическую кору его поступков и речей. Предсмертная вспышка его” романтизма” достигает поэтического апофеоза в прощальной просьбе к Одинцовой: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет….” Перед смертью Базаров наконец разрешил себе говорить правду, -так красиво,как мог бы это сделать только сам Тургенев.

Объяснение нового материала начиналось с того, что три ученика читали суждение о Базарове и выделяли главное.

Первое суждение. Бялый Г.А. утверждал, что Тургенев “возвышает своего героя в любви, сознательно пересматривает коллизию “ русского человека на rendesvous “.”Новый человек”, нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной”.

Второе суждение. Пустовойт П.Г. считает, что в любви Тургенев “низводит его (Базарова) с пьедестала и пытается доказать, свалить и растоптать такого гиганта….”

После знакомства со статьями Писарева Д.И. “Реалисты” и “Базаров” и другими. Ученики коротко записывают высказывания о Базарове.

Статья Писарева Д.И. “Реалисты”: « Базаров - циник, взгляды на женщину проникнуты самым грубым цинизмом”. С одной стороны, человек прямодушный и откровенный. С другой стороны, кто говорит резкую правду, тот циник и кто оскорбляет или тиранит беззащитного человека.

Статья “Базаров”: « Базаров-человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально.”

Статья Герцена А.И.:”Базаров это сын своего времени. В соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсанов, Базаров увлек Тургенева и вместо того,чтобы посечь сына, он выпорол отцов.”

Далее я читала стихотворение Д.Минаева “Отцы или дети? Параллель. «С последующим комментарием, сопоставляя некоторые эпизоды.

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколения,

Кровавую войну:

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой “ Отцы” и “Дети”,

Разят друг друга те и эти

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман. Комментарии

Но разлетелся пар тумана,

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа.

И мы воскликнули в задоре:

“ Кто устоит в неравном споре?»

Которые ж из двух?

Кто победит? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух.

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег, бела рука

В речах, в приемах такт и мера

Величье лондонского “сэра”,-

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит:

За мужика, вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре

“Ducalmeducalme”-твердит Спокойствие,спокойствие.

Свое, испытывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложится,

Питает ужас к новой расе,

Как лев, на Брюлевской террасе Брюлевская терраса в Дрездене.

Гуляя по утрам. Там гулял Павел Петрович.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

И в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках “Нормы”,Опера итальянского композитора

Он отрицает и …. Беллини.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Торенбург? Рыцарь Торенбург-благородный

герой Баллады Ф.Шиллера, из-

Ответ готов: ведь мы недаром вестный в переводе Жуковского

Имели слабость к русским баром-

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти

Кто ж нам милей отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Для глубокого понимания текста я задавала классу несколько вопросов.

О чем это стихотворение?

На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Против кого же оно направленно?

Как оценивает Минаев отношение Тургенева к героям?

1.С какими мнениями о Базарове вы согласны,с какими нет?Почему?

2.Назвать те качества, которые снижают Тургеневского героя в устах его современников?

3.Размышляя над разными высказываниями, сформулировать свое суждение о Базарове.

Старшеклассники сделали следующие выводы:

Сергей В. соглашается с мнением Писарева Д.И., считает, что трагизм базаровского положения заключается в его полном уединении среди всех живых людей, которые его окружают.

Николай Г. считает, что нигилист Базаров не способен к любви истинно большой и самоотверженной. Цинизм Базарова в отношении к женщине, сухость, резкость, грубость, невнимание к внешнему облику.

Ольга Л. подводя общий вывод говорит, что он любит только одно существо в мире, те нежные мотивы чувства, которые он давил в себе, как романтизм, теперь всплывают на поверхность; это не признак слабости, это естественное проявление чувства, высвободившегося из под гнета рассудочности. Умирающий Базаров, распустивший свою натуру, давший себе полную волю, возбуждает большое сочувствие.

Таким образом анализ произведения обычно связан с разрушением художественно, нравственных, общественных, философских проблем,поставленных писателем. Направляющая роль учителя заключается в том, что бы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте. Используя эвристический метод я ставила перед учащимися задачи, вопросы частного характера, в значительной мере направляя поиск учащихся, учила приемам анализа произведения. Этот метод стимулирует у старшеклассников самостоятельную работу, учит строить самостоятельные доказательства, делать выводы, высказывать предположения.Анализ произведений помогает не только понимать цели,но и формулировать их самому,моделировать свою собственную деятельность, то есть выделять условия,важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете,а в окружающей ситуации – объект соответствующий этому предмету.Поскольку самостоятельная деятельность предполагает уменее выбора применительно к условиям в соответсвующей цели деятельности способа преобразования заданных условий, отбор соответствующих средств для этого преобразования определение последовательности отдельных действий.

Третий урок был посвящен обобщению, связанный с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.Основным методом на этом уроке использовался метод самостоятельной работы.На уроке решались следующие задачи: обобщить знания учащихся,воспитать нравственные качества старшеклассников,развить умение монологического ответа.Первым заданием было построить систему вопросов о жизни и творчестве И.С.Тургенева.В качестве следующего задания нужно было разгадать кроссворд. Класс был разбит на две группы.

После десятиминутной подготовки первая группа предложила систему вопросов и дала на них ответы.